Здавалка
Главная | Обратная связь

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПЕРИОД



В какой же момент изменяется форма совместного бы­тия? Некоторые авторы считают, что все контрасты возника­ют в момент первого вдоха, при первом разрыве зависимо-

сти дыхания; до того, как кровоток изменит свое направле­ние, существует психофизиологическая неразделенность. Другие видят сигнал изменения того, что мы здесь называ­ем «со-бытийностью», в движении плода. В чреве матери жизнь ребенка делится на два неравных периода, когда в результате различия в скорости роста тела-ребенка и плод­ных оболочек появляется новый фактор - граница, предел для движений, и вместе с ней - ограничение свободы. Гра­ница принадлежит не только миру бытия, но и субъективно­му миру матери. С этого момента начинается «совместная деятельность» матери и ребенка, ребенок двигается, мать ощущает эти движения и дает ему обратную связь - внача­ле только тем, что замечает или игнорирует эти движения, затем посредством гуморальной регуляции негативно или позитивно санкционирует те или иные движения, затем появляется возможность прикоснуться, обратиться, иссле­довать тело ребенка через свой живот.

Первичная адаптивная система ребенка (структуры древ­нейшего мозга и нейроэндокринная система), в свою очередь, стимулирует развитие сенсорики. Есть сведения, что ла­теральная часть гипоталамуса содержит специфические клет­ки, преобразующие сенсорные связи между стимулами в чув­ство удовольствия.

Зрелость первичной адаптивной системы зависит от эмоци­ональной среды матери, от ее образа жизни. Общая для ма­тери и ребенка адаптивная система угнетается чувствами бес­помощности и бесполезности, утратой любви, чувством покор­ности и поражения и укрепляется противоположными - от­ветственностью, руководством, чувством творчества, победы.

Чем разнообразнее воздействие на ребенка на этом эта­пе, тем больше дифференцированна его экспрессия, тем • больше стимулов он начинает «узнавать» после рождения. Т. Верни отмечает также важность регулярно организованной психологической среды, которая позволяет ребенку выделять повторяющиеся воздействия, «систематизировать» их. Таким образом возникает целостная программа, в которой в живой нерасчлененности присутствует и воздействие матери, и по­ведение ребенка. Ему же принадлежит наблюдение, что внутриутробный младенец предпочтительнее и быстрее осваивает те воздействия, которые обращены непосредствен­но к нему. Мать, субъективно обособляя ребенка, вступая в отношения с ним как с «Другим», соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. Каждая волна материнских гормонов выводит внутриутроб­ного младенца из обычного состояния, он начинает «ощу­щать», что произошло нечто необычное, и пытается «понять», что именно.

Понимание обеспечивается самим совершением движе­ния. Некоторые движения, относящиеся к экспрессии, наблюдались с помощью кинокамеры, вживленной в стенку матки.

Выяснилось, что пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, пугается, «сердится», «грозит», реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в зависимости от настроения ма­тери.

Предпосылки этого многообразия закладываются еще в до-коммуникативный период, когда мать непосредственно не ощущает присутствие ребенка как отдельного существа. На втором месяце внутриутробной жизни развивается централь­ная (ЦНС) и периферическая нервная система, полутораме­сячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, направленного на живот матери, на прикосновение к подо­швам, в шесть-семь недель возникает орган вкуса (позднее он начинает ощущать вкус и запах околоплодных вод - важ­ность этого фактора в коммуникации впервые отметили мик­ропсихоаналитики).

Эмбрион способен реагировать на настроение матери еще до появления ЦНС, когда его клетки способны улавливать изменения в составе крови. С шести месяцев, согласно Вер­ни, берет свой отсчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Его поведение в этот период изменяется в от­вет на голос матери и отца, эмбрион способен увязать свое поведение со знакомым голосом, способен даже к опережаю­щему отражению в своем поведении; он «знает», какие дви­жения вызовут чувство удовольствия, какие-неудовольствия. Мать активно интерпретирует поведение ребенка как свои­ми чувствами, так и поведением. Подобные случаи интерпре­тации мы наблюдали, исследуя психологические предпосылки нарушения психического здоровья у младенцев. Одна будущая мама интерпретировала чрезмерные движения своего ребенка словами «хулиганит», «безобразничает» и надевала бандаж, а другая трактовала сильные толчки как «ему не хватает воздуха, он хочет погулять» - и выходила на свежий воздух. Кроме того, шестимесячный эмбрион, испытывая давление амниотической жидкости, сворачива­ется, переворачивается вниз головой; он умеет сосать па­лец, закрывает руками лицо, когда мать волнуется. Семиме­сячный эмбрион не просто воспринимает звуки, но отвечает на них, толкая именно в переднюю часть живота.

Таким образом, коммуникативные средства имеют биоло­гическую природу, но отбор их, несомненно, отражает при­сутствие в их развитии «культурного» влияния, в частности, установок и интерпретаций матери.

Дополнительным аргументом в пользу «рефлексивной», а не только химической природы реакций ребенка на внешние стимулы, является тот факт, что ребенок отвечает на стиму­лы, которые нейтральны для матери и не нарушают ее гор­монального баланса.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.