Здавалка
Главная | Обратная связь

Транспортно-географические особенности и их влияние на развитие туристско-рекреационной деятельности



Роль транспорта в развитии туризма исключительно велика. Транспортный процесс является обязательным условием для эффективного развития туризма. Транспорт осуществляет многообразную связь между районами страны, а также во внутрирайонных связях. Он оказывает влияние на развитие и размещение туристско-рекреационной инфраструктурной сети. Показатель транспортной освоенности района должен учитываться при оценке туристско-рекреационного потенциала территории.

Как известно, транспорт является важной составной частью инфраструктуры, оказывающей существенное влияние на эффективность социально-экономического развития отдельных регионов страны. Мировой опыт показывает, что внедрение достижений научно-технического прогресса на транспорте приводит к созданию таких условий, когда расстояния между отдельными пунктами перестают играть определяющую роль. Следовательно, транспортный фактор, выражающийся в быстроте и ритмичности перевозок, способствует развитию туризма.

Показатель дальности перевозок туристов в ряде случаев может стать причиной отвержения потенциальными туристами предложений совершить тур. Формирование единой транспортной системы страны ведет к образованию открытых региональных транспортных систем. Это способствует нивелированию границы туристских регионов.

Транспортные затраты на перевоз туристов — образуют значительную часть стоимости тура (международного, межрайонного или внутрирайонного). Поэтому транспорт следует рассматривать как один из важных факторов в освоении новых туристских ресурсов.

Наиболее значимыми видами с позиции туризма являются оценки возможностей перевозок туристов на железнодорожном, автомобильном, авиационном, водном (морском и речном) видах транспорта. Однако, не потеряли своего значения туры, в которых в качестве транспорта используются животные: в первую очередь лошади, но также верблюды, собаки, олени. На современном этапе могут использоваться и иные (зачастую экзотические) виды транспортировки туристов, например, практикуется перемещения на воздушном шаре, подводной лодке и даже на космическом корабле и т.д.

Для компаний, занимающихся организацией туров, существенное значение имеют тарифы и фрахты. Наблюдается конкуренция видов транспорта по перевозкам туристов. В большинстве случаев выбора предпочтение отдается тому виду транспорта, который сочетает рациональный баланс стоимости, скорости, комфортности и во всех случаях надежности. Требования к видам транспорта, на котором будут перемещаться туристы, определяются и видом поездки. Выбор транспортного средства (или их сочетания) при условии, когда туристов нужно лишь доставить в район намеченного отдыха, обычно отличается от варианта тура, в течении которого рекреант, путешествуя, живет на данном транспортном средстве (океанский лайнер, речной теплоход, поезд, автобус).

При определении туристско-рекреационного потенциала территории следует оценить как транспортную удаленность расположения данного рекреационного района, так и внутрирайонное транспортное обеспечение. Следует учитывать, что транспортные системы формируются под воздействием разнообразных причин и факторов. Среди основных отметим: природные условия (наличие и конфигурация естественных водных путей сообщения, характер рельефа, климат), исторические условия развития региона, современный уровень развития производства, отраслевую специализацию хозяйства и особенности его территориальной структуры, размещение населенных пунктов, вовлеченность региона в международное разделение труда и роль внешнеторгового оборота, исторически сложившиеся традиции развития самого транспорта и т. д. Туристская отрасль лишь в исключительных случаях способна инициировать создание транспортной сети, в большинстве случаев она пользуется уже имеющейся

Обеспеченность отдельных районов страны путями сообщения должны характеризоваться показателем густоты транспортной сети. Для расчета этого параметра можно воспользоваться либо показателем обеспеченности территории транспортной сетью, либо показателем обслуживаемости ею населения. Первый определяют, рассчитывая густоту сети относительно территории, вычисляя длину путей сообщения в километрах на 100 км2 площади. Второй – рассматривается относительно населения: выявляется наличие длины путей сообщения в километрах на 10 тыс. жителей.

Пассажирские перевозки измеряются числом перевезенных пассажиров и пассажирооборотом (в пассажиро-километрах). Отношение пассажирооборота к количеству перевезенных пассажиров показывает, на какое расстояние в среднем перевозятся пассажиры от посадки до высадки (или пересадки). Этот показатель называется средней дальностью перевозок.

Одна из серьезных проблем настоящего времени, то, что транспорт не справляется с «пиковыми периодами» (в рождественские праздники, в начале и конце летнего сезона). Это негативно сказывается на рекреационной аттрактивности многих туристских районов.

Значение отдельных видов транспорта в туризме различно. Автомобильный транспорт является лидером по показателю перевозок пассажиров в целом. В России в междугороднем сообщении 99% пассажирооборота приходится на железнодорожный, воздушный и автобусный транспорт. А в пригородном сообщении 99% пассажирооборота и перевозок пассажиров приходится железнодорожный и автобусный виды транспорта. Доля водного и воздушного транспорта в нашей стране незначительна.

В странах, обладающих значительными по площади территориями, железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки пассажиров на средние расстояния. Это должны учитывать организаторы туристских путешествий. Современный железнодорожный транспорт отличает высокая провозная и пропускная способность (двухпутная электрифицированная железная дорога может пропустить в сутки до 200 пар поездов), сравнительно невысокая себестоимость перевозок (хотя бы в сравнении с воздушным и автомобильным транспортом), почти полная независимость от природных условий (в отличие, например, от речного транспорта), относительно высокая скорость движения и др.

Сеть железных дорог обеспечивает и международные маршруты. Однако, при пересечении железнодорожных составов границ могут возникать проблемы. Это связано в тем, что существуют разнообразные типы колеи: нормальная, широкая, средняя и узкая. В Европе имеются два типа нормальной колеи: западноевропейский или, так называемый «стефенсоновский» (шириной 1435 мм) и российский, по традиции именуемый «советским» (1524 мм). Первый из указанных типов колеи имеют железные дороги почти всех зарубежных стран Европы (а также США, Канады, Мексики, Турции, Ирана и др. стран). Советскую ширину колеи имеют за пределами бывшего СССР лишь железные дороги Финляндии. Поэтому при железнодорожном способе пересечения границ бывшего СССР специальные механизмы переставляют вагоны на платформы с иной шириной колес.

Автомобильный транспорт – один из самых динамично развивающихся видов транспорта в мире. В России, из-за его высокой удельной энергоемкости и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня, он осуществляет в основном внутригородские, пригородные и внутрирайонные пассажирские перевозки. В нашей стране автомобильный транспорт выполняет в основном грузовые и пассажирские перевозки на короткие и средние расстояния (в отличие от большинства экономически высокоразвитых стран). Для перевозок туристов особо значима высокая маневренность автотранспортных средств, позволяющая осуществлять перевозку пассажиров «от двери до двери» без промежуточной пересадки.

Одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма является создание цивилизованных условий для автотуристов. Автопарк России последние годы растет на 2,2 - 2,8 млн. автомобилей в год, при этом придорожная инфраструктура развивается со значительным отставанием. Развитие придорожной инфраструктуры туристской направленности (например, гостиницы, кемпинги, стоянки) позволит привлечь дополнительно более 4 млн. туристов, в том числе из-за рубежа. (Программа 02.08.11)

В последние годы повысился интерес туристов к популярному в 50-70-ые годы прошлого века автотуризму. В настоящее время все чаще применяется термин караванинг (караванный туризм) для обозначения вида путешествия, при котором в качестве средства размещения используется самоходный или прицепляемый к автомобилю фургон (караван или трейлер или «дача на колесах») со специально оборудованным для жилья кузовом или прицеп. Для организации подобного вида туризма все же необходим определенный уровень развития специальной инфраструктуры (оборудованные площадки для безопасной, желательно охраняемой стоянки, имеющие источники водоснабжения, канализационные сливы, мусорные контейнеры и т.д. ). Подобная инфраструктура начинает формироваться и в России. Так в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644) указывается, что в России должны быть созданы автотуристские кластеры, на основе которых, будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков, а также оказывающей мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей национальной экономики. Автотуристские кластеры определяются программой как комплекс предприятий и организаций, предоставляющих туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов. В программе отмечено, что автотуристские кластеры могут включать в себя придорожные гостиницы (мотели), кемпинги, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, кафе и рестораны, автосервисы, магазины придорожной торговли, автозаправочные комплексы и др. Элементы сети автотуристских кластеров планируется располагать на наиболее загруженных федеральных автодорогах и в местах, приближенных к центрам притяжения туристов - историко-культурным центрам, природным заповедникам и другим туристско-ориентированным местам и объектам показа. Сетевое построение автотуристских кластеров создаст удобную базу для организации маршрутов автотуристов и обеспечит единый высокий стандарт услуг.

Морской транспорт выполняет главным образом функцию по осуществлению международных связей. В туризме большое значение имеют каботажные, например, паромные, перевозки (т.е. перевозки в пределах одного морского бассейна). Пассажирские перевозки по морским путям из-за невысокой скорости передвижения ничтожно малы по сравнению с трансокеанскими пассажирскими перевозками воздушного транспорта. Морской транспорт весьма зависим от природных условий (особенно в акваториях с часто повторяющимися штормовыми погодами, а также с ледообразованием в зимний период). Эффективность морского транспорта обусловливается также наличием на морских побережьях современных портов.

Организованный морской туризм как хозяйственная отрасль возник в начале 70-х гг. XIX века, т.е. несколько позднее, чем путешествия по железной дороге. Морской туризм развивал­ся параллельно с морскими пассажирскими перевозками. В настоящее время пассажирские пере­возки почти полностью вытеснены скоростными авиа­лайнерами, путешествие и отдых на море продолжают успешно развиваться.

Путешествия на морских судах представляют массу преиму­ществ, они не только позволяют посетить другие стра­ны, но и избавляют туристов от необходимости размещения в гостиницах, посещения ресторанов, ожидания транспортных средств и т. д. Морской туризм обеспечивает устойчивый высокий уровень об­служивания, отдых между экскурсиями, регулярный прием пищи, сон, развлечения. Морской круиз позволяет сочетать посещение новых мест с использованием преимуществ морских климатических факторов и комфортабель­ными условиями отдыха. В морских путешествиях меньше сказывается сезонность, тормозящая другие виды ту­ризма. Суда могут заходить в наиболее благоприятные для отдыха зоны, перевозить туристов из зимы в лето и наоборот.

Морской туризм развивается в направлении круизного ту­ризма и автомобильного, использующего паромные перевозки. Под круизом понимается морское путешествие, как правило, по замкнутому кругу на одном и том же судне по определенному маршруту и с остановками в местах, где можно организовать либо экскурсию, либо предоставить возможность туристам воспользоваться местными пляжами. В базовую стоимость тура включено комплексное обслуживание на борту судна. В частности: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от вы­бранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).

По всему миру оперирует несколько десятков специализированных круизных компаний, эксплуатирующих от 1 до 20 пассажирских су­дов. Большая часть операторов круизов объединена профессиональную международную ассоциацию - Cruise Line International Association. Мно­гие туристские агентства, особенно специализирующиеся на отды­хе и круизах, также являются членами этой ассоциации.

В стоимость круиза (basic rates) обычно не включены: специальные мероприятия иди виды спорта в портах захода, например, плавание с аква­лангом или трубкой; экскурсионное обслуживание на берегу в портах за­хода; алкогольные и др. напитки; дополнительные блюда на заказ, не включенные в меню; массаж, пользование сауной и т.д.; дополнительные услуги, такие как стирка, медицинское обслуживание, телефонные звонки на берег; чаевые обслуживающему персоналу; портовые и государствен­ные сборы и налоги в иностранных портах захода. В качестве дополнительного сервиса пассажирам, круизные компа­нии могут организовывать или продавать на борту судна билеты на раз­личные экскурсии и другие мероприятия на берегу.

Морские круизы обслуживают как внутренние прибрежные маршруты, так и международные, вплоть до кругосветных, за­нимающих длительное время.

Расходы на морские круизы немного превышают те, кото­рые должны нести туристы, избравшие иные виды путешествий. В современном мире популярен флай-круиз («самолет-круиз»), который облегчает доставку туристов к портам и обратно домой, вносит разнообразие в пу­тешествие. Круизные компании заключают соглашения с авиа­компаниями для обеспечения перелета туристов в порт отправления судна в рамках всеобъемлющего пакета Air/Sea (воздух/море).

Обширный диапазон стоимости, продолжительности, сезонов, районов плавания, туристических морских маршрутов делает их популярными и доступными. Формы круизных путешест­вий могут быть различными: конгрессные, медицинские, например, в течении которых туристы обеспечиваются диетическим питанием и специальным врачебным обслуживанием и др. Морские туристские поездки приурочиваются к периодам от­пусков и каникул, времени проведения традиционных фестивалей и выставок, религиозным праздникам. Практикуются круизы не только с кратковременной береговой экскурсией, но и с длительным (обычно не более 10 дней) перерывом для отдыха на прибрежном курорте или продолжительной по­ездкой в глубь страны (прерванный круиз).

Кроме участников морских туров, услугами морского пассажирского транспорта пользуются и те туристы, которые пересека­ют океан транзитом, направляясь в другие страны. Таких турис­тов, являющихся при морском плавании пассажирами, становится все меньше, они предпочитают воздушный транспорт.

Отдыхающие на побережье, часто предпринимают участие в недальних морских путешествиях на малотоннаж­ных судах. Например, в России в каботажных круизах по Черному морю, Балтике, морям Дальнего Востока перевозится ежегодно около 50 млн. пассажиров, преимущественно турис­тов. Большую популярность приобрело плавание на неболь­ших парусниках. Число российских яхт быстро растет.

Динамика перевозок туристов морскими судами в России сдерживается и тем, что в составе отечественного флота преобладают суда, состояние которых не соответствует современным требованиям безопасного судоходства. Наша страна не специализируется на строительстве высококомфортных круизных океанских (морских) судов с высокой степенью защиты от аварий. Отсутствуют в составе российского флота и современные морские паромы, пользующиеся популярностью у туристов.

Многие морские рекреационные зоны мира за прошедшее столетие стали местами развития обшир­ной индустрии отдыха, охватывающей множество видов про­изводства, от разного рода услуг до производства купальных костюмов, водных лыж и досок для сёрфинга, яхт, катеров и даже небольших прогулочных подводных лодок. Организованный морской туризм как хозяйственная отрасль возник в начале 70-х годов XIX века, т.е. несколько позднее, чем путешествия по железной дороге. Морской туризм развивал­ся параллельно с морскими пассажирскими перевозками. В настоящее время пассажирские пере­возки почти полностью вытеснены скоростными авиа­лайнерами, путешествие и отдых на море продолжают успешно развиваться.

Путешествия на морских судах представляют массу преиму­ществ, они не только позволяют посетить другие стра­ны, но и избавляют туристов от необходимости размещения в гостиницах, посещения ресторанов, ожидания транспортных средств и т. д. Морской туризм обеспечивает устойчивый высокий уровень об­служивания, отдых между экскурсиями, регулярный прием пищи, сон, развлечения. Морской туризм позволяет сочетать посещение новых мест с использованием преимуществ морских климатических факторов и комфортабель­ными условиями отдыха. В морских путешествиях меньше сказывается сезонность, тормозящая другие виды ту­ризма. Суда могут заходить в наиболее благоприятные для отдыха зоны, перевозить туристов из зимы в лето и наоборот.

Морской туризм развивается в направлении круизного ту­ризма и автомобильного, использующего паромные перевозки. Под круизом понимается морское путешествие, как правило, по замкнутому кругу на одном и том же судне по определенному маршруту и с остановками в местах, где можно организовать либо экскурсию, либо предоставить возможность туристам воспользоваться местными пляжами. В базовую стоимость тура включено комплексное обслуживание на борту судна. В частности: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от вы­бранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).

Отдыхающие на побережье, часто предпринимают участие в недальних морских путешествиях на малотоннаж­ных судах. Например, в России в каботажных круизах по Черному морю, Балтике, морям Дальнего Востока перевозится ежегодно около 50 млн. пассажиров, преимущественно турис­тов. Большую популярность приобрело плавание на неболь­ших парусниках. Число яхт быстро растет в Греции, Болгарии и многих других странах.

В России развиваются материальная база и формы обслуживания морских туристов. Круизные перевозки осуществляются либо на бывших линейных пассажирских судах, либо на переоборудован­ных и специально построенных для туризма. Скорость круизных судов снизилась по сравнению с пассажирскими, что также дает экономию на эксплуатационных рас­ходах, но повысилась их маневренность, уменьшилась осадка, что расширило возможность захода в большинство портов и бухт океана, часто без портовых буксиров. Высокий уровень авто­матизации в обслуживании механизмов судна и пассажиров позволил значительно сократить экипаж и довести соотноше­ние между численностью экипажа и пассажирами с 1:1 до 1:5.

Обладая традициями строительства судов и значительным промышленным судостроительным потенциалом, наша страна не специализируется на создании пассажирского флота, предназначенного для туристских путешествий. В мире особо ценятся туристские суда но­вого поколения с повышенной комфортностью. Первое современное судно - крупнейший лай­нер «Ройял принцесс» (английская компания «Пи энд Оу») было спущено на воду в 1984 г. Оно способно принять на борт 1260 пассажиров, для которых приготовлены двухместные каюты, каюты-люкс и два королевских апартамента. Стоимость круизного места ко­леблется от 300 до 650 долл. за сутки. Норвежский проект судостроителей предусматривает создание пассажирского лайнера «Фе­никс», рассчитанного на 4 тыс. туристов. В четырех девятипалубных надстройках располагаются двухместные каюты по 20 м2 каждая. Для высадки пассажиров лайнер имеет четыре специаль­ных судна-тендера на 400—500 человек каждое и два вертолета. В Китае проектируется к постройке судно, которое будет внешне являться абсолютной копией печально знаменитого «Титаника». По планам проектировщиков это будет суперкомфортабельный круизный теплоход, оснащенный самым современным оборудованием, который будет совершать круизные рейсы по маршруту своего предшественника.

Возрождаются крупные рейсы на парусных суднах. Среди них также есть гиганты парусного флота. Таковы, например, французские парусники серии «Винд стар» рассчитанные на 150 пассажиров каждый. Четырехмачтовые суда несут 2 тыс. м2 парусов, постановка и уборка которых осуществляется гидрав­лическими устройствами, управляемыми бортовым компьютером. На судне имеется и дизельная энергоустановка. Экипаж судна — 71 человек.

Развитие морского туризма связано с широким распростране­нием паромных переправ. Автомобильно-пассажирские паромы перевозят миллионы автотуристов с их автомашинами.

Наиболее интенсивно круизное судоходство развивается в Норве­гии, Греции, Великобритании, Панаме, Италии, России, Германии, Нидер­ландах, Швеции, Финляндии и Эстонии. На долю этих государств приходится более 80% общего объема предложений этого вида услуг. Российские пассажирские суда Балтийского, Черноморского, Дальневосточного пароходств эксплуатируются почти во всех ре­гионах круизного судоходства.

Морской туризм имеет широкие перспективы, так как в мире освоена лишь десятая часть маршрутов, пригодных для мор­ского туризма.

Имеет перспективы и круизный туризм в Арктике. Он сочетает возможность расширить впечатления от посещения уникальных приполярных регионов с возможностью пользоваться комфортом современных океанских лайнеров. Туризм в Арктике нередко вступает в противоречие с необходимостью охраны уязвимых природных комплексов полярных областей. Следует также иметь в виду, что организация круизов в приполярные районы должна сопровождаться усиленными мерами, обеспечивающими безопасность туристов. Для этого необходимы услуги служб поисков и спасения, предупреждения об изменении пого­ды и т. д.

Имеются проекты развития и подводных круизов. Этому, в частности, может способствовать российский опыт создания подводных судов, высоко оцениваемый морскими специалистами многих стран. Для России может быть интересен опыт Японии, в которой разработаны проекты создания подводных парков. Туристам предлагается посетить подводные обсерватории, дома с ресторанами и увеселительными заведениями.

Новизна ощущений, относительная стоимостная доступность, комфорт обеспечили развитие выездного морского отдыха россиян. Безусловным лидером в географии российского морского туризма после самой России быстро стала Турция, где число отдыхающих россиян превышает 1,5 млн. чел. Много туристов из России принимают другие средиземноморские страны - Египет, Тунис, Кипр, Мальта, Греция, Испания, а также многие государства и территории, ставшие международными зонами пляжного отдыха - Канарские острова, ОАЭ, Таиланд, Мальдивские острова и пр. Увеличивается выезд российских туристов за границу для участия в морских круизах по зарубежным странам в Балтийском, Северном, Средиземноморском, Карибском и других бассейнах.

В умеренных, а также арктических широтах, ярко выражена сезонность морского туризма. Развитие в России внутреннего морского туризма сдерживают факторы климатического характера: на большой части морских бассейнов фиксируются не лучшие природно-климатические условия для морских путешествий и отдыха на воде.

В развитых странах средний класс предъявляет основной спрос на наиболее дорогостоящие виды морского туризма - круизные путешествия, плавание на яхтах или комфортабельных прогулочных катерах. Даже обладание собственными яхтами в этих странах перестало быть привилегией состоятельной элиты. В современной России на развитие морского отдыха значительное влияние оказывают факторы социально-экономического характера: низкий уровень благосостояния и социального обеспечения, глубокое социальное расслоение населения, обнищание большой его части в результате рыночных реформ, малочисленность так называемого среднего класса. Средний возраст участников морских круизов по статистике ВТО составляет 45 лет. По социологическим опросам в России около половины россиян вообще не уезжает из дома во время отпуска, еще 20% проводило отпуск па даче. Из активной трудоспособной части населения только около 20% посещали морские курорты внутри страны и за границей. При этом большое число россиян предпочитает не только дальние южные страны, но и привычные курортные места ближнего зарубежья, преимущественно Крымский полуостров, в меньшей степени - Рижский залив, Юрмалу, Палангу.

Внутренний водный (речной) транспорт позволяет развивать на протяжении как минимум последних ста лет речные круизы. Круиз представляет собой путешествие по реке на борту теплохода, в базовую стоимость которого включено комплексное обслуживание на борту судна. В частности: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.). По всему миру оперирует несколько десятков специализированных круизных компаний, эксплуатирующих от 1-2 до 15-20 пассажирских судов. В качестве дополнительного сервиса пассажирам, круизные компании могут организовывать или продавать на борту судна билеты на различные экскурсии и другие мероприятия на берегу.

Мода на речные круизы давно охватила Европейский континент. Речной туризм является идеальным средством ознакомления с миром. Данный туристский продукт имеет определенные трудности в завоевании широкого рынка. Главная из них - высокая цена. Но, несмотря на это, он очень хорошо продвигается на туристском рынке и спрос на него растет из года в год. Основными потребителями речных круизов являются лица пожилого возраста, предпочитающие, уют, комфорт, полный пансион, постоянную близость берегов, а также интересные экскурсии по памятным местам.

Речные круизы разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, паломнические и другие.

Продажа речного круиза идет напрямую, когда фирмы-судовладельцы или фирмы-арендаторы реализуют через собственную контору, либо продают их через сеть специализированных агентств, в том числе через фирмы, организующие туры и автобусные поездки. Речные круизы менее подвержены влиянию погоды, чем морские, более информативны (береговой обзор), здесь имеется возможность воспользоваться многочисленными зелеными стоянками (в том числе и специальными туристскими).

Речные путешествия можно классифицировать следующим образом:

- перевозка пассажиров и туристов на регулярных рейсах;

- перевозка пассажиров и туристов на чартерных рейсах;

- перевозка пассажиров и туристов на скоростных и экспрессных линиях;

- паромные переправы;

- прогулочные и экскурсионные рейсы;

- перевозка водными видами транспорта самодеятельных туристов;

- краткосрочные и длительные круизы;

- специальные круизы (конгресс - круизы, бизнес - круизы, учебные круизы).

- использование плавательных средств, в форме «плавучих отелей» и другое. Стоимость круизов определяется величиной фрахта, уровнем комфортабельности судна (категорий), а также сборами за проход каналов, эксплуатационными расходами, стоимостью береговых услуг, налогами и др. и имеет тенденцию к росту.

В соответствии с проведенными опросами «круизных» туристов на различных маршрутах их мотивация выбора круизного отдыха включает в себя: желание отдохнуть на воде; желание провести отдых в спокойной, размеренной и комфортной обстановке; желание увидеть новые города, посетить музеи, монастыри, церкви; не иметь забот об организации отдыха и развлечений; приемлемая цена. Комментируя вышеприведенные мотивы, следует также отметить, что круизный отдых, по мнению специалистов, наиболее полезен для здоровья: медленное передвижение по водным пространствам снимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма. С учетом социального расслоения общества участниками речных круизов являются люди среднего достатка, в ряде случаев пользующиеся социальной дотацией. По социальному составу в круиз отправляются: семьей (55%); с друзьями или знакомыми (27%); в одиночку (l8%). Возрастной состав участников круизов: до 25 лет - 30%; от 25 до 40 лет - 22%; старше 40 лет - 48%.

Организацией морских и речных путешествий и круизов занимаются специализированные туристско-экскурсионные компании или бюро. В России большинство таких организаций были созданы при пароходствах или судоходных коммерческих компаниях.

На борту теплохода туристам предоставляются различные виды услуг (некоторые из них могут быть платными). Бесплатными услугами обычно бывают: пользование музыкальным, читальным салонами, кинозалом для проведения собраний и концертов, телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм, шезлонгами и лежаками солярия; оказание первой медицинской помощи в медпункте. Дополнительные услуги с оплатой за наличный расчет: прием заказов на подачу такси к причалу; бронирование мест в гостиницах речных вокзалов; предоставление кают в начальных и конечных пунктах во время меж рейсовых стоянок в качестве гостиниц; бронирование билетов на смежные виды транспорта; переноска багажа; продажа товаров в киосках и буфетах (барах); пользование гладильной и услугами парикмахерской; прием радиотелеграмм; пользование сауной (душем) и камерой хранения и др.

Водные туристские путешествия имеют ряд присущих им достоинств: наиболее высокий уровень комфорта; значительный объем единовременной загрузки (до 1000 человек и более); возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный туризм, паломничество и другие.); возможность полноценного отдыха. Недостатком водных туристских путешествий являются: невысокая скорость движения транспортных средств; ограниченная мобильность; возможное проявления синдрома «замкнутого пространства»; подверженность части людей «морской болезни»; в ряде случаев высокие тарифы и др.

Самым известным из речных круизов в Мире, следует признать круиз по Нилу. Рекреантов данный маршрут привлекает возможностью увидеть сокровища Египта, в том числе легендарные пирамиды, объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, расположенные в городе Луксор, в Долине Царей. Популярной стала церемония заключения браков по правилам церемоний древнего Египта на борту речных теплоходов, совершающих рейсы по самой длинной африканской реке. Востребованы у отдыхающих и круизные рейсы по реке Янцзы с посещением таких легендарных китайских городов, как Сиань, Пекин и др. Еще один речной круизинговый маршрут проложен по реке Меконг. От сакральных мест Тибета он проложен по юго-западной части Китая и Мьянме, по границе между Лаосом и Таиландом, через Камбоджу и Вьетнам. Даже на самом пустынном материке – Австралии, имеется возможность организации речных круизов. Один из них начинается в гавани Сиднея.

По территории Американского континента протекает немало великих рек Мира. Многие из них стали круизными путями. Маршруты по Миссисипи и Амазонке – самые востребованные из них.

В Европе популярными речными путями для отдыха считаются круизные линии по рекам Темза, Сена, Луара, Рейн, По, Дору. Однако самым знаменитым необходимо признать круиз по Дунаю – второй по длине реке Европы. Эту реку недаром называют международной дорогой, ведь десять европейских стран расположены вдоль ее берегов: Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Сербия, Болгария, Румыния, Молдавия и Украина.

В настоящее время интерес в России к речным круизам возрастает. Все больше россиян желают провести свой отпуск на борту речного теплохода, но давайте вспомним, как зарождался и развивался речной туризм. Еще в двадцатые-тридцатые годы прошлого века по рекам СССР совершались туристско-экскурсионные рейсы на пароходах. Эти рейсы были немногочисленными и привлекали всеобщее внимание. Но только в конце пятидесятых годов в нашей стране началось бурное развитие туристических перевозок по рекам и озерам.

Страна обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский и Камско-Печорский водные пути, каналы Волга — Дон и Москва — Волга относятся к наиболее крупным и важным искусственным водным путям мирового уровня. Однако, интенсивность эксплуатации внутренних водных путей в России за последние 20 лет уменьшилась. Общая протяженность внутренних речных путей составляет ныне 94 тыс. км. Наиболее существенную роль рассматриваемый вид транспорта играет на крупных речных системах, расположенных либо в пределах хорошо экономически развитых районов (Волжский и Невский бассейны), либо, в районах, где отсутствует наземные транспортные магистрали (северные и северо-восточные районы). В настоящее время пассажирский речной транспорт России в основном предназначен для пригородного сообщения. В Советском Союзе большой популярностью пользовались речные круизы по Волге, Оби, Енисею и Лене. Курсировавшие крупные круизные речные суда к настоящему времени в большей части морально устарели, а высокая стоимость путешествия на них лишает возможности многих потенциальных российских туристов совершать на них туры.

В наши дни теплоходы стали комфортабельнее, маршруты короче, а туристы взыскательнее. Наверное, так и должно быть. Речные круизы являются популярным, но дорогостоящим видом отдыха. Рынок речных круизов активно развивается, услуги, предоставляемые в речном российском круизе, соответствуют международным стандартам.

Одним из наиболее популярных и динамично развивающихся видов путешествий являются морские и речные круизы. По водным акваториям страны курсируют более 100 теплоходов вместимостью 150 - 300 человек. Круизный туризм в большей степени развит в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. Перспективными регионами для развития круизного туризма являются Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Рынок круизов неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом. Круизный туризм всегда был и остается востребованным как среди иностранных, так и среди российских туристов. Вместе с тем его рост в настоящее время ограничивается проблемами изношенностисудов и инфраструктуры причальных сооружений, а также наличием участков на внутренних водных путях, где проход судов круизного класса затруднен. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно 1 млн. российских и иностранных путешественников. (Программа 02.-8.11)

Воздушный транспорт — активно используется в туризме как наиболее динамичный вид передвижения. Основными современными тенденциями развития данного вида транспорта является: увеличение дальности полетов; повышение доли международных и особенно межконтинентальных воздушных сообщений; увеличение скорости воздушных сообщений в связи с заменой поршневых самолетов турбовинтовыми и реактивными, развивающими скорость до 900 км в час (сверхзвуковые пассажирские самолеты ТУ-144 со скоростями 2—3 тыс. км в час были введены в эксплуатацию в нашей стране с середины 70-х гг. прошлого века).

Перевозки пассажиров составляют 4/5 работы авиации. Преобладают пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния при большом выигрыше времени (за счет возможности совершать полет по прямолинейным трассам, а также большой скорости самолетов). Среднее расстояние перевозки одного пассажира воздушным транспортом на внутренних российских линиях достигает 2 тыс. км (т.е. в 3 раза превышает аналогичный показатель на железнодорожном транспорте). На линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод доля воздушных перевозок преобладает над железнодорожными. Основные авиационные пассажиропотоки концентрируются в направлении в Сибирь и на Дальний Восток (в некоторые районы этих регионов можно добраться исключительно на самолетах или вертолетах).

Российские аэропорты обслуживают авиалинии различных отечественных и иностранных компаний. С начала 90-х гг. прошлого века отмечается увеличение доли международных авиаперелетов по сравнению с внутри российскими рейсами. Морально, а иногда и физически устаревшие самолеты – одна из серьезных проблем на пути развития отечественной пассажирской авиации. Некоторые машины из парка гражданской авиации не отвечают ныне современным требованиям как по техническим характеристикам, так и по уровню комфортности (безопасность, бесшумность, уровень негативного экологического воздействия и др.).

Вертолеты пока мало применяют для регулярных сообщений из-за дороговизны осуществляемых ими перевозок, но они незаменимы для транспортировки грузов и людей в труднодоступные районы. Эти активно пользуются состоятельные туристы (особенно в условиях севера Сибири и Дальнего Востока).

Благодаря научно-техническому прогрессу в последние десятилетия транспорт стал более быстрым, безопасным, комфортабельным. Для туризма наиболее важно обеспечение связей между местными, национальными и международными средствами перемещения, чтобы туристские путешествия не имели разрывов в транспортном сообщении. Наряду с этими требованиями возрастает значение и качественных показателей — скорости, технической безопасности транспортных средств, которые превращаются в факторы, имеющие решающее значение в выборе туристами того или иного средства передвижения. Основными средствами транспорта в туризме в ближайшем будущем останутся самолеты, автобусы и автомобили, поезда, морские и речные теплоходы.

 

Контрольные вопросы (для самопроверки):

1.Дайте определение понятию «рекреационная деятельность». Какие типы Вы знаете?

2.Перечислите основные функции рекреации.

3. Что такое материальная база рекреации в России? Перечислите учреждения лечебного и оздлоровительного отдыха.

4. Дайте классификацию туристских поездок (походов).

5. Какие специфические совйста индучтрии туризма Вы знаете?

6.Что относится к материальной базе туристской индустрии? Объясните.

7. Дайте определение понятию туристский продукт и поясните какими свойствами и качествами он должен обладать.

8.В чем заключаются особенности организации пэкидж-туров? Приведите примеры таких туров.

9.В чем отличие предприятия-туропетратора от предприятия-турагента?

10. Что такое туристская дестинация?

11. Дайте определение туристским ресурсам. Какие примеры туристских ресурсов Вы можете назвать.

12.Перечислите свойства туристских ресурсов.

13.Какие на Ваш взгляд климатические условия как туристсике ресурсы являются наиболее ажными?

14.Почему необходимо знать орографические туристские условия и ресурсы определенных территорий?

15. Какие памятники истории и культуры можно использовать в целях туризма? Приведите примеры.

16. Дайте характеристику этническому туризму. Приведите примеры.

17.Перечислите основные этапы процедуры оценивания туристско-рекреационных ресурсов и условий.

18.Какие примеры технологии оценивания туристских ресурсов и условий Вы знаете?

19. Перечислите наиболее значимые условия реализации туристско-ресурсного потенциала терриотрии.

20.В чем заключается сущность экономической оценки туристских ресурсов и условий?

 

Индивидуальное задание:

Оценить перспективы развития одного из туристских районов (макрорайонов) России (по выбору студента) и разработать программу тура поего территории.

Оценку перспектив развития туризма проводить по следующему плану:

1). географическое положение, в том числе транспортные связи (внешние и внутренние),

2). природные условия (климатические и орографические условия, гидрографические и ландшафтные условия и ресурсы), археологические, этнографические туристские ресурсы, ресурсы религиозного, светского и др. паломнического туризма, иные историко-культурные ресурсы (памятники архитектуры, специфика традиционной культуры, музеи, культурные центры),

3). материально-технические ресурсы туриндустрии, оценка современного экологического и социально-экономического состояния региона, экологический, социально-экономический прогноз.

4). основные параметры формирования спроса (спрос структурируется по географическим, социально-демографическим, видовым, временным и пространственным параметрам);

5). анализ и характеристика структуры реального и потенциального спроса на данный регион (со стороны местного населения, соседних регионов, отдаленных регионов, иностранных туристов); выявление преимуществ и недостатков исследуемого региона по отношению к остальным;

6). определение направлений приоритетных туристских потоков с оценкой возможных социально-экономических последствий развития туризма;

7). разработка сценария развития региона и его составляющих как туристских центров;

8). определение ведущей группы туристских ресурсов;

9). характеристика возможностей инфраструктуры, объем и качественные характеристики мест размещения туристов, предприятий обслуживания, транспортных коммуникаций, смежных с туристской отраслей (торговля, бытовое, медицинское обслуживание, культурно-досуговые и концертно-зрелищные учреждения);

10). определение туристской специализации региона, его места на российском и международном туристских рынках;

11). выявление приоритетных видов туризма, которые определяют туристскую уникальность территории;

12). обоснование объема финансовых средств, необходимых для реализации концепции туристского развития региона, а также источники их получения.

В ходе разработки программы тура воспользоваться следующим планом:

1.Определение и характеристика объекта путешествий и обоснование вида тура, включая характеристику факторов, определяющих аттрактивность региона, его туристско-экскурсионный потенциал.

2. Обоснование и характеристика целевого сегмента спроса на данный вид тура: сегментирование рынка спроса по географическим и социально-демографическим критериям, выделение целевой аудитории труда; характеристика целевой группы по определению возможных мотивов и особенностей потребительского поведения; дальнейшее сегментирование и дифференциация субрынка спроса (по критериям сезонности, по средствам размещения, по длительности турпоездки, по форме организации поездки, по использованию транспортных средств, по источникам финансирования); определение потенциала сегмента туристского спроса.

3. Разработка общей концепции тура: определение видов, форм и элементов турпродукта; разработка вербальной модели туристского продукта с описанием потребительских качеств входящих в него услуг; определение критериев и способов позиционирования тура (выявление тех его свойств, которые обеспечивают превосходство его потребительских характеристик и культурно-статусных свойств над аналогичными продуктами конкурентов).

4. Разработка программы тура: Оценка экономической эффективности и целесообразности внедрения тура: технико-экономическое обоснование тура; определение наиболее оптимальной для турфирмы цены на турпродукт и нормы прибыли (с учетом себестоимости тур-продукта, аттракгивности территории, цен конкурентов, уровня потребительского спроса на тур); определение верхней и нижней границ цены, системы льгот (скидок), условий изменения цены в связи с насыщением рынка, действиями конкурентов, в зависимости от стадии жизненного цикла товара.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.