Социально--экономическая эффективность использования туристского потенциала дестинации
Для оценки эффективности использования туристского потенциала дестинации для развития туризма требуется расчет целого ряда показателей. Следует отметить, что в мировой практике наиболее глубоко проработаны вопросы экономической оценки, хотя имеются существенные расхождения в методах оценки развития туризма. Так, органы государственной статистики многих стран рассчитывают экономическую эффективность как общую сумму доходов (прибылей) туристских предприятий (турфирм), иногда добавляя к этим показателям доходы (прибыли) гостиниц, туристских комплексов и других объектов с четкой ориентацией на обслуживание туристов (приезжающих). Данный подход к определению эффективности несовершенен по следующему ряду причин. Перечислим основные. Экономический эффект от использования туристских ресурсов и инфраструктуры образуется не только у турфирм, так как туризм - деятельность более широкого масштаба. Экономический эффект является многоуровневым, и его нельзя сводить исключительно к оценке результатов работы субъектов хозяйствования в какой-то одной сфере; известно, например, что бюджетный эффект достигается при пополнении бюджетов различных уровней за счет налоговых поступлений и т.д. Статистикой не учитывается эффект от неорганизованного туризма, где его инициатором выступает сам турист. Статистика очень часто основывается на неофициальных данных, что порождает разночтение в этой сфере деятельности. В систему оценочных показателей, как правило, не включены затраты, поэтому часто понятие эффективности подменяется понятием эффекта. Оценивая эффективность развития туризма, зачастую оперируют показателями доходности и прибыльности, забывая о необходимости соизмерения выгод с затратами. Нередко при расчетах учитывают только те затраты, которые непосредственно связаны с коммерческой деятельностью предприятий, обслуживающих туристов, однако на практике воздействие на туризм могут оказывать иные виды и источники затрат. Например, реконструкция памятников культуры и архитектуры финансируется, в первую очередь, за счет местного, регионального или государственного бюджетов, международных фондов и т.д. При этом, как правило, туристские коммерческие предприятия не участвуют в финансировании. Однако после реставрации таких объектов и открытия доступа к ним приток туристов существенно увеличивается, обеспечивая дополнительные доходы туристским фирмам. Таким образом, сегодня в сфере туризма существует проблема учета полных затрат на развитие туризма, и для ее разрешения требуется соответствующий методологический подход. Оценивать эффективность использования ресурсов туристской дестинации на развитие туризма необходимо с учетом соразмерности затрат на поддержку и стимулирование туризма с его отдачей. Для определения эффективности формирования и использования туристских ресурсов на развитие туризма следует дифференцировать показатели эффективности по уровням их воздействия. Таким образом, под экономической эффективностью в туризме следует понимать соотношение финансовых затрат и результатов, связанных с использованием ресурсов для развития туризма. Экономическая эффективность - достаточно общее понятие, поэтому необходимо подразделять ее на две составляющие: бюджетная (прямая и косвенная) и коммерческая эффективность. Прямая бюджетная эффективность отражает финансовые последствия формирования и использования ресурсов туристской дестинации на развитие туризма для государственного (федерального), регионального или местного бюджетов. Эти показатели характеризуют величину поступления налогов от объектов туристской сферы в бюджеты соответствующих уровней как в абсолютном, так и относительном выражении. Оценивая бюджетную эффективность развития туризма в туристской дестинации, целесообразно дифференцировать эффект, получаемый от сферы туризма, по видам туризма. Следует отдельно учитывать эффект от выездного (Э1) и въездного (Э2) туризма с точки зрения их вклада в экономику дестинации. Математически это будет выглядеть следующим образом. Для выездного туризма (Россия): Э1= [(Птф + Па) х Н] / 100%, где: Э1 - эффект от выездного туризма; Птф - балансовая прибыль всех турфирм дестинации от выездного туризма; Па - балансовая прибыль транспортных предприятий (авиакомпаний, железнодорожных, автотранспортных предприятий и т.д.) от продажи билетов по выездам из дестинации; Н - налоги, подлежащие выплате в местный бюджет. Для въездного туризма (Россия): Э2= [(Пер + Пм + Псп + Па + Ппп + Пко) х Н] / 100%, где: Э2 - эффект от въездного туризма; Пер - балансовая прибыль средств размещения; Пм - балансовая прибыль объектов экскурсионного показа; Псп - балансовая прибыль от предприятий сувенирной продукции; Па - балансовая прибыль местных авиакомпаний с продажи билетов в дестинацию; Ппп - балансовая прибыль предприятий питания от туристов дестинации; Пко - балансовая прибыль предприятий культуры от туристов. Эффективность въездного туризма (Россия): Эфв= ДЭ2 / Д3, где: Эфв - эффективность от въездного туризма; ДЭ2 — прирост эффекта от въездного туризма; ДЗ - прирост совокупности затрат на туризм из местного бюджета (прямые затраты). Данный подход к оценке эффективности требует качественно нового подхода к организации маркетинга на всех предприятиях туристской индустрии и четко отлаженного механизма определения бюджетной эффективности формирования и использования ресурсов туристской дестинации. Сегодня же распространены такие методы оценки, как суммирование доходов турфирм и отелей; статистическо-математический метод (Метод заключается в том, что на каждый доллар оплаченных туристом услуг турфирме приходится 3-7 долларов, потраченных им дополнительно в месте пребывания по своему желанию. Таким образом, в экономику «вливаются» дополнительные средства, соответственно, в 3 - 7 раз превышающие стоимость реализованных путевок) и др. Определить общую эффективность использования ресурсов дестинации для развития туризма можно следующим образом: ЭФ = (Э,+Э2) / 3, где: ЭФ - общая эффективность от всех видов туризма в рамках туристской дестинации. Следует отметить, что для большей точности учета показатель (ЭФ) нужно скорректировать на среднестатистическое значение затрат «неорганизованных» туристов дестинации. Динамика показателя ЭФ покажет рациональность использования туристских ресурсов для развития туризма. Чем выше значение показателя ЭФ, тем эффективнее использовались ресурсы и больше отдача. В то же время необходимо учитывать, что значение эффективности развития туризма тесно и неразрывно связано с жизненным циклом самой туристской дестинации. Так, на этапе становления дестинации существуют значительные издержки, в то время как на следующем этапе, этапе развития, издержки значительно снижаются, а отдача существенно повышается. При оценке бюджетной эффективности туризма необходимо оценивать также динамику показателя ввоза и вывоза валюты туристами как в денежном, так и в процентном выражении, как в платежном балансе. Под косвенной бюджетной эффективностью следует понимать прирост величины налоговых поступлений от предприятий различных сфер деятельности туристской дестинации в бюджеты соответствующих уровней, как в абсолютном, так и в относительном выражении. Формирование косвенной бюджетной эффективности туризма основано на стимулировании им развития смежных сфер деятельности экономики, результатами которых пользуются туристы во время своего пребывания в дестинации. Оценка данной эффективности затруднена по причине сложности отделения влияния туризма на смежные сферы деятельности от иных факторов, например, от влияния моды, политики и т.п. Под коммерческой эффективностью понимают прирост финансовой активности участников туристского бизнеса. Оценивая коммерческую эффективность развития туризма, необходимо учитывать ее составляющие: • коммерческую эффективность, отражающую финансовые последствия развития туризма для непосредственных участников туристского бизнеса - турфирм, гостиничных предприятий и т.д.; • коммерческую эффективность, отражающую финансовые последствия развития туризма, которые выходят за пределы прямых финансовых интересов участников туризма, но опосредованно оказывают влияние - предприятия бытового обслуживания, торговли и т.д. К основным показателям коммерческой эффективности следует относить: • динамику темпа роста объема реализации туристских услуг (туристских товаров); • динамику повышения уровня рентабельности туристского производства, а также производства предприятий смежных сфер экономики и т.д. Следует отметить, что, соизмеряя затраты на формирование и использование ресурсов туристской дестинации для развития туризма с их отдачей (выгодой), необходимо делать это с учетом временной разницы между ними. Это связано с тем, что экономический эффект проявляется только через определенный промежуток времени. Иногда он носит долговременный характер и составляет несколько лет. Так, развитие туристской инфраструктуры очень капиталоемкий процесс, поэтому полный эффект от ее развития наступает только по истечении 5-6 лет. Таким образом, необходимо оценивать показатели экономической эффективности в их динамике на основе средне- и долгосрочного стратегического прогнозирования. Однако, если экономическую эффективность использования туристских ресурсов для развития туризма можно выразить количественно, оценив ее в денежном выражении, то систему общих и частных показателей социального плана измерить очень сложно, а порой просто невозможно. К общим показателям социального плана следует относить показатели социальной эффективности от развития туризма для города и его жителей в целом: • снижение уровня безработицы через появление новых рабочих мест в сфере туризма; • духовное развитие населения (повышение культурного уровня социума как результат развития культурно-исторического потенциала туристской дестинации). Частные показатели свидетельствуют, прежде всего, об удовлетворенности работников туристской сферы и адаптации их к условиям внутренней и внешней среды, о чем свидетельствуют: • повышение квалификации работниками сферы туризма; • улучшение условий труда и культурно-бытовых условий работников сферы туризма; • рост мотивации к повышению качества туристских услуг; • улучшение материального климата и повышение удовлетворенности персонала и т.п. Необходимо производить оценку социальных показателей и по влиянию на туристов дестинации. К числу таких показателей следует отнести: • предложение более дифференцированного туристского продукта, с качественно новыми потребительскими свойствами; • повышение качества обслуживания туристов и т.д. Следует отметить, что показатели социального плана базируются на росте экономических показателей, то есть они взаимосвязаны - повышение одного экономического показателя ведет, как правило, к возрастанию ряда социальных показателей, измерение которых на сегодняшний день достаточно затруднено ввиду отсутствия специально разработанного оценочного механизма и наоборот. Оценивая эффективность использования туристских ресурсов и инфраструткуры на основе показателей экономической эффективности, необходимо помнить, что: • показатели взаимосвязаны между собой, причем между ними существует системная взаимозависимость - изменение одного показателя может вызвать цепную реакцию и привести к изменению положения дел в туристской сфере в целом; • следует оценивать не каждый конкретный показатель в отдельности, а их совокупность, так как это позволит выявить общую (реальную) картину положения дел в туризме и сделать объективные выводы (оценить) относительно эффективности использования ресурсов для развития туризма; • показатели следует оценивать в динамике для выявления причин, вызвавших изменения, с целью последующего принятия соответствующих управленческих решений; • разграничение во времени затрат на формирование туристских ресурсов и получаемых от этого выгод требует проведения стратегического прогнозирования показателей экономической эффективности. Таким образом, развитие туризма, определение его места и значения в системе туристской дестинации и, в конечном счете, развитие самой дестинации в целом как социоэкономичёской системы будет зависеть от того, насколько эффективно используются туристские ресурсы и инфраструктура. Судить об этом помогает расчет показателей экономической эффективности, анализ их динамики с учетом временных рамок процесса затрат и процесса получения прибыли, а также то, насколько отлажен механизм управления в сфере туризма в соответствии с полученными данными. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|