Клавесин или фортепиано?
И последний вопрос: на каком же инструменте нужно играть клавесинную музыку — играть ли ее на клавесине или на фортепиано? Если клавесин своеобразный инструмент, который в самом своем существе несет идеи той музыки, которая для него написана, то не лучше ли старинную музыку играть на клавесине? Ведь на клавесине сами собой возникают свет и тень тембро-динамического лада, нужно ли делать попытки искусственно воссоздавать их на фортепианной клавиатуре? Но когда спрашивают — на каком инструменте «нужно играть» клавирные произведения Баха, мне всегда хочется ответить вопросом на вопрос: что означают эти слова «нужно играть»? Для кого нужно? Для самой старинной музыки, для какой-то абстрактной исторической истины? Ответ может быть только один; это нужно для нас, для развития нашего пианизма — нам нужно изучать клавирные произведения Баха на фортепиано. От этого выиграет прежде всего фортепианное искусство, которое не может полностью и гармонично развиваться, если будет лишено старинной музыки.
{75}Но что же это за инструмент—наше современное фортепиано? Одни говорят: фортепиано — своеобразный организм, имеющий свою природу, и то, что его природе отвечает, то на нем и следует играть. Фортепиано — не абстрактный, всеядный инструмент, оно требует своей собственной литературы, которая способствует его расцвету.
Другие, наоборот, утверждают, что это универсальный инструмент, на котором можно играть произведения не только Бетховена и Шопена, Листа и Дебюсси, но и любую другую музыку, специально для рояля не написанную.
Момент «I» может быть подчеркнут: 1) динамикой— forte, 2) артикуляцией a) tenuto на фоне leggiero; б) staccato на фоне legato; 3) агогикой: а) посредством tenuto без ритмического изменения рисунка; б) посредством собственно агогического продления.
Бесспорно, в лице фортепиано мы имеем инструмент, который является своего рода «историком» и в этом своем назначении он более «историк», чем какой-либо другой инструмент. Несомненно, что это «инструмент-энциклопедист», являющийся основным средством познания всеобщей истории музыки. Но из такого бесспорного положения вовсе не следует, что фортепиано — эклектик, не имеющий своего лица. Фортепиано родилось не как аппарат для приспособления чего-то к чему-то. Если на нем исполняется все наследие, то, с другой стороны, оно само является венцом некоей эволюции. Ведь «инструмент-энциклопедист» рожден историей: он не является сторонним ее наблюдателем. Этот инструмент-историк создавался таким образом, что в нем, в развитии его возможностей, «звучит» сама история. Фортепиано не есть абстрактный аппарат, совокупность любых возможностей. Но фортепиано не есть также «„бехштейн" в себе и для себя».
Из фортепиано можно извлечь «историю» не потому, что это аппарат, который ко всему может приспособиться, но потому, что в нем заложена глубокая связь с наследием. И, в частности, в фортепианной клавиатуре содержатся тембро-динамические лады старинного искусства. Я думаю, что культура тембро-динамического лада, понимание его творческих возможностей, культура единства {76}звучности — в плане ли анализа, в плане ли развития слуха или постижения музыки — эта культура нужна нашему пианизму. Освоение наследия баховской музыки, освоение наследия клавесина и органа необходимо современному пианизму.
{77}
ВОЗРОЖДЕНИЕ ОРГАНА
Орган. Немой наставник, сопровождавший европейскую музыку с самой ее колыбели. («Organum» — первое прорастание из одноголосия. «Organisare» — играть на органе, играть вообще на каком-либо инструменте, наконец,—организовывать звуки, то есть создавать музыку.) Затем — исчезнувший и схороненный под двойными затворами церкви и музея. Теперь — снова пробуждающийся после двухсотлетнего сна. Всмотримся в этот сложный образ. В центре мы увидим немое и величественное строение органа, плод тысячелетнего сотрудничества музыки, техники и науки; сложную организацию— машину, уже в своей схеме вмещающую застывший принцип звучания. Над ним и вокруг него расположатся: органное {78}творчество — «исполинская копилка давних, очень давних опытов восприятия окружающих человека явлений и фиксации их в организованных звучаниях» (Игорь Глебов [Б. В. Асафьев] Полифония и орган в современности. Л., "Academia", 1926, с. 8.); органная игра — искусство управлять механизмом, организовывать механическую ткань, вмещать в нее волю и силу — искусство переплавлять материю во внушение речи; органная школа—тайна ремесла, преемственно передающийся способ «добывания огня». Начало XX века — поворотный пункт, с которого начинается возрождение по всем указанным направлениям. Романтический орган XIX века находит свое завершение в типе гиганта — симфонического органа; навстречу ему возрождается полифонический орган Баха. Наряду с церковным органистом, появляется органист—исполнитель-виртуоз. Развитие органного исполнительства выливается в создание органных школ. Деятельность органистов-виртуозов выводит орган из его изолированного положения и включает органное искусство в современную музыкальную жизнь. Рождается светский орган. В концертных залах, в громадных выставочных помещениях (Париж — Trocadero, Бреславль — Jahrhunderthalle) строятся органы-гиганты. Развертывающимися в нашей музыкальной жизни силами орган вызывается к пробуждению. Я имею здесь в виду возрождение инструментализма и линеарной полифонической динамики. 1. Исследования Арнольда Шеринга открывают нам инструментальную музыку XIV — XVI веков.* Представление, будто тогда существовало только вокальное искусство a cappella, оказывается порождением XIX столетия. Очевидно, мы видели то, что хотели видеть, и нужны были изыскания Шеринга, чтобы сделать для наших глаз зримыми те лютни, псалтериумы, портативы* и виолы, которые изображены Мемлингом и Рафаэлем. Подобно веселому, многошумному рою инструментов, несущихся к нам из эпохи раннего Возрождения, образы забытых инструментов-«плебеев» осаждают наших современников. Композиторы оставляют монопольно-царственный струнный квартет и обращаются к бесконечно разнообразным инструментальным комбинациям. Восстание инструментов взрывает вязкий монолит симфонического оркестра и преобразует его в искрящееся явление камерного оркестра. Те же силы, которые открыли для наших глаз изображенное на картинах Мемлинга, заставляют нас находить в сочинениях Моцарта и Бетховена забытые страницы инструментальной изобретательности. Наконец наступление инструментов идет по линии уличной музыки. Я уже не говорю о семействе саксофонов, ставшем классическим. Арфа, барабан и гребенка. Удивится ли кто-либо сейчас такому оркестру? И еще далее—несуществующие инструменты взывают к изобретателям о своем существовании. Само электричество {79}поддается жажде звучания. Тагер создает универсальный электрический орган — «сферофон». Инструменты объявляют войну исполнителям. Фирма «Welte» конструирует ряд механических инструментов. Механическая музыка выступает с почетом на празднествах в Донауэшингене.* Подобно актерам Пиранделло, ищущим своего автора,* осаждает нас рой исчезнувших, забытых, возрождающихся, не изобретенных еще инструментов, стремясь преодолеть свою немоту и огласить пространство своим живым, неиспробованным еще шумом. Строение органа слишком монументально, чтобы образ его мы могли вплести в рой наступающих на нас инструментов. Но во всяком случае нам понятно будет возрождение органа, как инструмента инструментов. Действительно, орган представляет крайнюю степень инструментализации по двум направлениям. С одной стороны, мы находим в нем доведенный до конца принцип инструментализации, принцип механизации пения. В скрипке механизировано лишь звучащее тело. Интонация и динамика подчинены исполнителю непосредственно. Флейта механизирует интонацию. Рояль механизирует интонацию и ограничивает динамическую инициативу исполнителя начальным моментом звучания. Наконец, на органе и интонация, и динамика, и тембр — все механизировано, и воле исполнителя предоставлено лишь вызвать к звучанию рационально определенный и механически заранее приготовленный звук (Тембр не только механически фиксируется в определенном наборе труб (регистре), но осуществляется попытка рационально расчленить явление тембра и механически построить его из элементов, то есть обертонов. Эти обертоны, выделенные в отдельные, по желанию включаемые и выключаемые, регистры (микстуры), придают органу совершенно специфический инструментальный колорит.). 2. Доводя принцип инструментализма до полного завершения (дальнейшая механизация ведет уже к механической музыке?), орган вместе с тем представляет и максимальное развитие этого принципа. Орган есть богатейший и совершеннейший коллектив инструментов, дающий калейдоскоп звучностей, от скользящего эхо до монументальных звуковых глыб. 3. Но, максимально осуществляя идею инструментальности, идею механизированного пения, орган одновременно осуществляет в предельном отвлечении и принцип его единства — принцип единства дыхания. Бесконечное дыхание — вот принцип органного звука. Правда, это бесконечное дыхание пересекается и дробится принципом инструментального механизирования. Оно расчленено в отдельных, заранее механически приготовленных звуках. Но лишенные динамического вздоха и ритмического акцента, органные тоны формируются исключительно по принципу длительности. Таким образом, фактически расчлененное и осуществленное только в дифференциале непрерывное дыхание {80}устанавливает свое первенство в области творчески формирующего принципа. Это первенство непрерывного дыхания делает орган полифоническим инструментом. Что характеризует процесс звучания рояля, скрипки? Энергия вступления. Каждый звук концентрирует всю свою живую энергию в начальном моменте. Длящийся звук стушевывается перед новой вспышкой. Воля концентрируется в желании зазвучать. Нежелание прерваться, желание длиться—вот сущность органного звука. Поэтому всякий замысел, не только мелодический, но также и ритмический или колористический, в условиях органного звука проявляет склонность к линеарным образованиям. Длительность есть основа органного искусства. Как я уже говорил, органный ритм лишен акцента. Это—не точечный ритм, а ритм реального соотношения длительностей. Лишенный акцента, он не знает метрического принуждения, часто разрывающего реальные соотношения. Точечный ритм классической фазы — ряд волевых вспышек в безвольном времени. Ритмическая же воля органа — в волевой заполненности непрерывно длящегося времени. Ритм органа — это линеарная динамика. Техника органной игры — линеарная агогика. Нам будет теперь ясно, что орган всегда являлся проводником полифонии, достиг кульминации вместе с ее расцветом и затем был забыт со смертью Баха, с концом полифонической фазы. Возрождение полифонической мелодики — вот второе явление в современной музыкальной жизни, вызывающее забытый XIX веком орган к действию. 4. Мы видели, что творчески организующим принципом органного искусства является динамика линеарности. Но мы видели также, что по своему инструментальному принципу орган осуществляет крайнюю рационализацию звуковой ткани, разлагая ее на вполне рациональные в своей определенности звуки. Таким образом, мы можем сказать, что органное искусство есть разрешаемая в звуковой области проблема построения динамической системы из рациональных элементов, проблема рационального разложения динамического процесса.
5. Органные звуки, лишенные в своей определенности возможности преобразования, лишены также возможности отражать субъективную сферу исполнителя. Они забронированы от всякой субъективной пульсации сложным передаточным механизмом. Экспрессивная система органного тона делается поэтому эквивалентной системе вдуваемого сжатого воздуха. Но давление постоянно. Таким образом, эмоциональный субъективизм изгнан из элементов органного искусства — вполне рациональных, константных и инертных.* Действие равно противодействию! Мерой константности, рациональности и инертности органного звука измеряется иррациональная линеарная динамика, гигантский симфонический напор органного искусства. {81}6. Мы пришли здесь к особенно ценному для нас фактору — огромному симфоническому диапазону того коллектива механизированных инструментов, который синтезирован в органе. Громаден, во-первых, пространственный коэффициент органного искусства. Интимный рояль гаснет в больших помещениях. Наоборот, тесные стены душат орган. Нужны громадные воздушные поля для того, чтобы лавины органного звука могли развернуться. 7. Распространяя свое влияние на громадные пространства, орган вместе с тем наводняет эти пространства с подавляющей и непреклонной мощью. В своем многозвучии орган выходит далеко за пределы всякого сравнения с нашим повседневным звуковым масштабом. Наш слух ориентируется на звуковое напряжение процессов повседневной жизни. Будучи перенесен в сферу симфонического воздействия, он соприкасается с различными, искусственно усиленными при помощи резонаторов, звуковыми процессами. Но всегда эти звуковые процессы имеют своей непосредственной основой работу человека, действие индивидуума. В своем затопляющем, заставляющем нас содрогаться многозвучии орган выходит, повторяю, за пределы всякого сравнения с действиями и волей индивидуума. Он затрагивает ту, обычно неприкосновенно покоющуюся, область нашего слуха, к которой относятся восприятия стихийных, катастрофических событий. Он отдаляет наше сознание от образов индивидуальных и вводит его в сферу событий космических. И именно, как космическим событием, мы бываем физиологически потрясены исчерпывающим, как бы пронизывающим и наполняющим нас органным звуком. 8. Но не только в пределе напряжения стихийно подавляет нас органный звук. Он остается космическим и в предельном разряжении, в отдаленнейшем эхо. Звучность симфонического оркестра есть сумма отдельных, разнородных, субъективно окрашенных и эмоционально пульсирующих звучностей. Звучности эти в своей многообразной индивидуальной определенности размещены, подобно цветам спектра, по звуковой вертикали. Орган также есть ансамбль механизированных инструментов. Но каждый из этих инструментов своей звучностью равномерно заполняет всю звуковую вертикаль. Мы имеем флейту от С субконтроктавы до F пятой октавы; тромбон от С субконтроктавы до F четвертой октавы и т. д. И в пределах каждой из этих звучностей мы можем иметь комплекс неограниченной сложности: флейтовые, скрипичные, трубные аккорды в 8, 10, 16, 20 голосов (при помощи автоматических удвоений). Из освобождения звуковых образований от субъективно пульсирующих элементов и из предельного равномерного расширения поля каждой звучности следует то космически {82}подавляющее влияние, которым обладают входящие в орган звучности. Каждая из этих звучностей — не оркестровый индивидуум, а замкнутая в себе сфера, вызывающая в нашем сознании образ стихии. 9. Физиологически подавляющее действие органа основано на: а) механизированности звука каждой из составляющих орган сфер; б) суммировании этих сфер; в) автоматическом включении обертоновых простых и сложных сфер от отдельных обертонов до 12 составных обертоновых рядов; г) на автоматическом умножении музыкальных построений, то есть автоматическом отражении их в верхние и нижние октавы. 10. Наконец, для управления всем этим легионом звучностей, повелевающих на протяжении громадных полей, не нужны десятки оркестровых работников, ибо управление этим симфоническим колоссом находится в руках одного человека. 11. Пользуясь для своего сборника хоралов мелодиями уличных песен и подтекстовывая к ним хоральные тексты, Лютер говорил: «Почему должны мы отдавать черту все красивые песни?»
Можем ли и мы пройти мимо инструмента, призванного наполнять громадные своды и обращаться к тысячам? Цель вышеизложенной краткой дедукции из принципов органа — поставить вопрос об актуальном для нас значении органного искусства. Тема эта выходит за пределы данной статьи. Указываю поэтому лишь главнейшие тезисы. Наряду с романтическим симфоническим органом — преемником органа XIX века, развивается старинный полифонический орган (типа Преториуса — Баха), орган для кинематографа, механический орган, новый тип фисгармоний (Kunstharmonium). Опыты с электрическим органом. Сильное распространение светского органа, в особенности — в США. Наука и школа, вдохновленные идеей возрождения полифонии («Молодежное движение» в Германии*), расчищают путь для нового полифонического творчества. Однако знаменательным является то, что творчество пока безмолвствует. Во Франции органная литература замыкается Франком, в Германии Регером. После Perepa можно назвать лишь несколько вещей, заслуживающих внимания. Колоссальный спрос на органную музыку и большой интерес к ней, вызванный светским концертным органом, заставляют издательства наводнять рынок громадным количеством макулатуры. Органный каталог издательства Novelle имеет шестьдесят страниц мелкого шрифта, но он заполнен преимущественно переложениями из сочинений Шпора, Гиллера, Шумана, Чайковского, Аренского. . . В противовес этому у нас, несмотря на отсутствие исторической национальной органной традиции, имеются несомненные ростки новой полифонической органной литературы. {83}Произведения, написанные за последние годы X. Кушнаревым и М. Юдиным — самое интересное в новейшей мировой органной литературе.* И эти ростки живого творчества следует ценить дороже всей пышности органного строительства на Западе. Наша задача бережно хранить и выращивать эти знаменательные и редчайшие побеги новой ветви музыкальной культуры. ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ОРГАНЕ
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ (МЕХАНИКА)
Методология обучения органной игре вытекает из самого понятия полифонии, основы техники — из внутренней логики полифонического процесса. Первоначальные навыки заключаются в овладении приемами игры на мануалах и педалях (то есть ножной клавиатуре). Мануалы, то есть ручные клавиатуры, тождественны у фортепиано и органа. Тем самым в общих чертах тождественно исполнение двухголосия. Но чем более усложняется полифоническая ткань, тем сильнее обозначаются различия. К органной специфике ученик подходит только после ознакомления со всеми трудностями, которые возникают при исполнении двухголосия. При переходе к трехголосию возникают специфически органные трудности. Элементарные фортепианные приемы здесь оказываются уже недостаточными. С момента различения фортепианной и органной техники и начинается изучение собственно органа. Отличие органного трехголосия от фортепианного состоит в требовании абсолютного legato. Впоследствии именно отклонения от этого legato приобретут для нас особый интерес. Но в начале обучения осуществление абсолютного legato — необходимая предпосылка органной полифонии. Осуществление абсолютного legato на органе требует применения ряда особых приемов. Перечислю их: 1) аппликатура без первого пальца (восходящее и нисходящее движение); 2) скольжение всеми пальцами с черной на белую клавишу и с белой на белую; 3) скольжение первым пальцем с белой на черную клавишу; 4) передача голосов из одной руки в другую; 5) смена пальцев на одной ноте, смены двойные и тройные; 6) скачки, заменяющие legato.
Существенную роль играет растяжка движений. Часто возражают против нее при игре на рояле, так как она ослабляет {84}активность; на органе растяжение необходимо. Важно с самого начала поставить диагноз, то есть определить у ученика недостающие движения, и соответствующими упражнениями эти движения развить. Органное legato развивается на клавирных сочинениях Баха, исполняемых на фортепиано. Только овладев приемами legato, можно приступить к собственно органной литературе. Что касается педальной техники, то она вырабатывается в трехголосии. Если любые два голоса можно исполнить двумя руками на двух мануалах, то лишь появление третьего голоса потребует добавления педали. Овладение педальной техникой начинается не с упражнений для одной педали, а сразу с полифонически сложных сонат Баха, которые считаются одними из самых трудных среди произведений Баха. Предлагаемая система имеет историческое оправдание: сонаты написаны Бахом для своих учеников, именно на них вырабатывалась техника. Но и сегодня они являются необходимым педагогическим подспорьем для каждого органиста. Технически трудные пассажи в действительности легко сыграть одними ногами. Более того: отдельные пассажи из труднейших фуг Баха, играемых в конце всего курса обучения, можно давать в виде упражнений начинающим. Трудность появляется лишь при соединении независимых движений, соединении нескольких, хотя бы и очень простых линий. Регер говорил, что педальные этюды в виде трио — превосходное средство для пробуждения и укрепления понимания полифонии, которая есть внутренний нерв подлинно органного стиля. Он утверждал далее, что техническая цель всякого преподавания органной игры — это добиться независимости обеих рук, одной от другой и от ведения педального голоса. Таким образом, лишь овладение полифонической тканью служит залогом приобретения технических навыков. Трудность независимых движений — это и есть трудность осуществления их единства. В этом — первооснова органной техники, что применимо не только к педальной технике, но и к ручной. И здесь, наряду с приспособлением рук и с выработкой движений, мобилизуются комбинационные способности ученика, в том числе его способность осознавать сложные многоголосные движения. Работа на протяжении первых месяцев распределяется следующим образом. На рояле проходятся трехголосные инвенции Баха. Отдельные приемы трехголосной игры развиваются упражнениями. Одновременно с этим на сонатах Баха приобретается педальная техника. Педальными упражнениями служат пассажи из других произведений Баха. После того, как пройдено несколько инвенций и несколько сонат, ученик имеет возможность исполнять три голоса руками, а четвертый — педалью. Это дает возможность перейти к четырехголосным произведениям. Изучаются хоралы Баха и наиболее легкие из прелюдий {85}и фуг. В первые месяцы главная работа заключается в овладении схемой. По мере овладения схемой является необходимость в культивировании исполнительских приемов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|