Здавалка
Главная | Обратная связь

Диагностика уровня алекситимии



 

Назначение. Методика направлена на изучение алекситимии - личного свойства, обусловливающего неадекватное отношение к партнеру. Алекситимия рассматривается нами как проявление сниженной способности или затрудненности в вербализации эмоциональных состояний.

К ее критериям относятся:

· трудность в определении (идентификации) и описании собственных переживаний;

· сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

· снижение способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии, воображения;

· сфокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

 

Алекситимия свойственна людям, которые по тем или иным причинам ограниченно перерабатывают эмоциональные впечатления.

 

Инструкция. Предлагаем вам определить у себя уровень алекситимии при помощи специального опросника - Торонтской алекситимической шкалы, апробированной в институте им. В. М. Бехтерева. Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте знак «X» в соответствующем месте). На каждое утверждение следует давать только один ответ:

совершенно не согласен;

скорее не согласен;

ни то, ни другое;

скорее согласен;

совершенно согласен.

 

Утверждения Совершенно не согласен Скорее не согласен Ни то, ни другое Скорее согласен Совершенно согласен
1. Когда я плачу, то всегда знаю почему.          
2. Мечты - это потеря времени.          
3. Я хотел бы быть не таким застенчивым.          
4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю.          
5. Я часто мечтаю о будущем.          
6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие.          
7. Знать, как решать проблемы, важнее, чем понимать причины этих решений.          
8. Мне трудно находить правильные слова дли выражения моих чувств.          
9. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам.          
10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам.          
11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит.          
12. Я способен с легкостью описать свои чувства.          
13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать.          
14. Когда я расстроен, то не знаю, печален ли я, испуган или зол.          
15. Я часто даю волю воображению.          
16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим.          
17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле.          
18. Я редко мечтаю.          
19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так.          
20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.          
21 . Очень важно уметь разбираться в эмоциях.          
22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям.          
23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства.          
24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему.          
25. Я не знаю, что происходит у меня внутри.          
26. Я часто не знаю, почему я сержусь.          

 

Обработка и интерпретация результатов

Подсчет баллов осуществляется таким образом:

1) Ответ «совершенно не согласен» оценивается в 1 балл, «скорее согласен» - 2, «ни то, ни другое» - 3 «скорее согласен» - 4, «совершенно согласен» - 5. Эта система баллов действительна для пунктов шкалы 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26.

2) Отрицательный код имеют пункты шкалы: 1, 5, 6, 9,11,12, 13,15, 21, 24. Для получения итоговой оценки в баллах следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 2; 5 - 1).

3) Сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель алекситимичности. Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. По данным авторов методики, «алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше. «Неалекситимический» тип личности набирает 62 балла и ниже. Ученые психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, адаптировавшие методику, выявили средние значения показателя алекситимии у нескольких групп: контрольная группа здоровых людей - 59,3±1,3; группа больных с психосоматическими расстройствами - 72,09±0,82; группа больных неврозами - 70,1 ± 1,3.

 

Литература

1. Анциферова Л, И. Условия деформации личности. Новые исследования. - М., 1998.

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - СПб., 1996.

3. Болотова А.К., Макарова И. В. Прикладная психология - М., 2001.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб., 2001.

5. Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. - М.: Изд-во Института психотерапии , 2001.

6. Козлов В. В. Дао трансформации. - М,: ПАНГЕЯ, 1998.

7. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. - М., 2000.

8. Петровский В. А. Психология неадаптивной личности .- М., 1992.

9. Психодиагностика индекса жизненного стиля. Учебное пособие. - СПб., 1999.

10. Практическая психодиагностика. Учебное пособие/Под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара, 19

11. Фетискин Н. П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. - М. Кострома, 2001.

12. Ядов В. А. Социальная идентификация личности. - М., 1994.

 

Глава 8. Психодиагностика личностной самореализации

 

 

8.1. О самоактуализации личности и способах ее изучения. 3

8.2. Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л. Н. Бережнова) 4

8.3. Стратегии самоутверждения личности (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова) 7

8.4. Диагностика реализации потребностей в саморазвитии. 13

8.5. Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию 14

8.6. Самооценка реализации жизненных целей личности (Н. Р. Молочников) 16

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.