А. В. Подосинов, Н.И. Щавелева Школы в Древнем Риме
В Риме учебные заведения, или школы (scholae) для совместного обучения мальчиков и девочек, были известны с III в. до н.э. Как и в Греции, до 7 лет дети воспитывались дома под присмотром рабов, нередко ими были греки, учившие их греческому языку. Затем они отправлялись в школы, где обучались сыновья и дочери свободных римлян и вольноотпущенников, т.е. бывших рабов. Владельцами таких частных школ чаще всего были греческие рабы, получившие свободу. Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети проходили под руководством литератора, который учил их (как в Греции грамматист) чтению, письму и счету. Иногда арифметикой занимался особый учитель, именуемый знакомым нам словом «калькулятор». Счетным материалом, как и в Греции, служили камешки, а также пальцы на руках. На левой руке были единицы и десятки, на правой — сотни и тысячи. Таблицу умножения ребята должны были зазубрить. Заучивая на память, ученики повторяли хором за учителем. В школе царила жесточайшая дисциплина. Применялись и телесные наказания, против которых выступали милосердные учителя и • прогрессивные философы. Учебный год начинался в марте. Свободные от учебы дни назывались в Риме «фериями» (feriae), т.е. праздничными днями. Религиозных и государственных праздников было много, так что дети успевали отдохнуть от уроков. Летом занятий не было: приблизительно с конца июля, когда всходил Сириус, самая яркая звезда в созвездии Большого Пса (Canis Major), наступали каникулярные дни — каникулярии (caniculares), иначе «дни собачек», самые знойные в году. Дети прекращали занятия и возобновляли их только к середине октября, когда спадала жара. Зато учились римские мальчики и девочки целый день, от зари до вечера, делая перерыв лишь для обеда. Специальных школьных зданий, подобных современным, не было, обычно снимали помещение в частном доме. Столов тоже не было, учитель восседал на катедре (кафедре) — кресле с высокой спинкой, а дети располагались на стульях Бревиарий (лат. breviarium — сокращение) — римско-католический служебник, содержащий отрывки из Библии, трудов отцов церкви, молитвы и гимны, употребляемые в богослужении. Фактически то же самое, что Часослов. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V— начало VII века). М., 1989. С. 207-283. Глоссарий — собрание глосс — непонятных слов или выражений с толкованием (толковый глоссарий) или переводом на другой язык (переводной глоссарий). ВИЗАНТИЯ Традиции античной образованности сохранила и преумножила христианская Византия. Тысячелетие существования Византийской империи целиком укладывается в хронологические рамки средневековья. Возникшая в 395 г. на месте греческой колонии Византа, Восточная Римская империя со столицей в г. Константинополе пала под ударами турок-османов только в 1453 г. Византийцы, именовавшиеся ромеями (римлянами), считали себя законными наследниками и продолжателями античных традиций. Византия сохранила римскую систему управления и законы, но по языку и культуре была греческим государством, имела монархию восточного типа, а самое главное — ревностно хранила христианскую веру. Веками Византийская империя выступала как хранительница греческой культуры, благодаря ей к цивилизации приобщились славянские народы. Духовным стержнем, определявшим целостность и своеобразие византийской цивилизации, явилось православие (восточная ветвь христианства). Православие провозгласило верность традиции и неизменность идеалов. В основе православного вероучения положены Священное Писание (Библия) и Священное предание (постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения «отцов церкви», жития святых и т.д.). Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах — в Европе, Азии и Африке,— включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн кв. км с населением 30—35 млн жителей. В период с IV по VII в. в Византии стал складываться феодализм (при сохранении до VII в. рабовладения), к основным чертам которого историки относят: сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ремесла и торговли; централизованный государственный аппарат и налого- или табуретах, держа в руках и на коленях школьные предметы. Писали, как и греки, на навощенных табличках. Иногда использовали папирусные свитки и даже пергамент, который после употребления продавался торговцам для обертывания. На стенах школьного помещения висели разной величины таблицы и картины с изображением мифологических и исторических сцен. Дети из малообеспеченных семей в начальной школе завершали свое образование. Девочки под руководством частного учителя — грамматика — продолжали обучение дома. Римляне серьезно относились к воспитанию и образованию женщин. Девушки должны были знать литературу, грамматику, риторику, уметь петь, танцевать, понимать музыку, некоторые из них специально занимались географией, геометрией, математикой и даже медициной. Лучшим комплиментом молодой римлянке были слова «puella docta». Мальчики 12 лет приступали к среднему школь- ному образованию. На этом этапе их учителем был грамматик, с которым они читали греческих и римских поэтов, писателей, философов, драматургов. От него они получали знания о литературе, ее жанрах, о музыке. Необходимым считалось изучение астрономии, грамматики и геометрии. Для знатных юношей 16 (18) лет была доступна и третья высшая ступень образования: школа ритора (риторика значит «красноречие»). Здесь учились ораторскому искусству, искусству спора, упражнялись в составлении речей на исторические, литературные и политические темы, овладевали декламацией. Жители провинций отправляли подростков и юношей учиться в большие города. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. М.: Прогресс, 1994 вую систему; отсутствие сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассально-ленной системы; непрочность торгово-ремесленных корпораций, сельской общины, городских коммун38. Даже в эпоху нашествия варваров на Европу в IV—VI вв. в Византии продолжали функционировать античные высшие школы, сохранившиеся со времен позднего эллинизма в Александрии, Антиохии, Афинах, Бейруте, Кессарии. Эти провинциальные высшие школы создавали и поддерживали образовательный уровень империи на всем ее образовательном пространстве. Особенно высок был авторитет Александрии, сохранившей просветительские традиции со времен Птолемеев. Сюда устремились философы и ученые, спасаясь от политического хаоса в Риме эпохи поздней империи. Значительный вклад в развитие системы образования Византии сделал император Феодосии II (401—450), получивший в юности блестящее домашнее образование. Он был сведущ в математике, астрономии, истории, рисовал, писал красками, владел греческим и латинским языками. С именем императора Феодосия связаны два крайне важных события византийской истории — открытие первой государственной высшей школы и выход в свет так называемого Кодекса Феодосия — предшественника Кодекса Юстиниана. До этого образование было либо частным, либо муниципальным, но ни как не общегосударственным, хотя списки учителей в школах утверждались императором. В 425 г. Феодосии издал указ, согласно которому в одном из общественных зданий столицы открылось высшее учебное заведение, получившее наименование «Аудиториум» — по сути дела, первый средневековый европейский университет. В то время когда Западная Европа являлась добычей варваров, Византия осталась очагом мировой культуры. По численности городского населения Византия IX—XII вв. превосходила другие страны средневековой Европы. Однако и здесь сельские жители преобладали над городскими. Деревни, будто ореолом, окружали каждый сколько-нибудь значительный город. Большие села встречались редко. Обычно (особенно на Балканах) в деревнях насчитывалось 10, 20, 30 дворов, а в хуторах (проастиях, метохах, зевгила-тиях), принадлежавших частным лицам, церквам и монастырям, и того меньше39. По уровню развития ремесла Византия опережала страны Западной Европы. Особенно было развито горное дело. До V в. одним из главных центров преподавания языческих наук в Римской империи были Афины, где находилась знаменитая философская школа. Туда отовсюду собирались софисты, т.е. греческие учителя риторики и философии, из которых одни желали блеснуть своими знаниями и ораторским искусством, другие надеялись хорошо устроиться в качестве профес- Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство VI-XV вв. М., 1967. См.: Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. СПб., 1997. соров-учителей. Последние частью получали жалованье из императорской казны, частью из сумм того или иного города. Частные уроки и лекции также оплачивались в Афинах лучше, чем в других городах. Торжество христианства в конце IV в. нанесло сильный удар значению афинской школы.
Кроме того, умственная жизнь в Афинах была нарушена в самом конце того же IV в. тем, что Греция подверглась опустошению от вторгнувшихся туда под предводительством Алариха вестготов. После их удаления афинская школа опустела; философов стало мало. Еще более сильный удар афинской языческой школе был нанесен основанием при Феодосии II высшей христианской школы, или университета, в Константинополе, профессоров было 31; они преподавали грамматику, риторику, законоведение и философию. Преподавание велось частью на латинском языке, частью на греческом40. Указ говорил о трех риторах (oratores) и десяти грамматиках, знатоках латинского языка, и о пяти риторах, или софистах (sofistae), и десяти грамматиках, знатоках греческого языка; кроме того, указ предусматривал одного специалиста-философа и двух юристов. Хотя государственным языком оставался все еще язык латинский, тем не менее учреждение кафедр с греческим языком указывает на то, что сам император начинал признавать в новой столице права и за этим языком, который в восточной половине империи был, конечно, более понятен, чем латинский. Нелишне отметить, что риторов с греческим языком было в высшей школе пять, а риторов с латинским языком всего три. Для новой высшей школы, которую ученые иногда называют университетом, было отведено особое здание с обширными залами для аудиторий, где читали лекции. Профессора не имели права обучать кого-либо у себя на дому, но все свое внимание и время должны были посвящать преподаванию в здании высшей школы. Профессора пользовались определенным содержанием из государственных средств и могли дослужиться до очень высоких чинов. Новый христианский центр просвещения в Константинополе явился опасным соперником для Афинской языческой школы, которая приходила во все больший упадок. В последующей истории Византии высшая школа Феодосия II явится тем очагом, около которого будут объединяться лучшие умственные силы империи41. В конце VIII в. в Византии существовали начальные и средние школы, среди знати процветало домашнее образование. Грамотность была широко распространена во всех слоях среднего класса. Появление в IX в. таких образованных людей, как патриарх Иоанн Грамматик, Лев Математик и пат- 40 См.: Васильев А.А. Лекции по истории Византии. (Время до эпохи крестовых походов до 1081 года). 41 Там же. риарх Фотий, свидетельствует о высоком уровне развития школьного образования в Византийской империи42. Имя Константина Багрянородного (середина X в.) настолько хорошо известно историкам, что порой оно используется для обозначения целого исторического периода: византинисты нередко говорят об эпохе Константина Багрянородного. При этом имеется в виду главным образом отнюдь не тот факт, что ни один византийский император, начиная с Константина Великого, т.е. с IV по X в., не занимал официально трон так долго, как Константин Багрянородный (908—959) (его самостоятельное правление было недолгим: 945—959), а особая атмосфера в духовной жизни империи — время расцвета ее культуры. Константинополь, как некогда, при Юстиниане I, стал снова средоточием роскоши, блеска и величия, невиданных ни в одной другой столице Европы. К нему вернулась слава «мастерской великолепия». Вновь расцвели изобразительные искусства. Высокого совершенства достигли художественные ремесла. Воздвигались поражающие изяществом и красотой новые дворцы знати и храмы. Углубился возобновившийся полвека назад интерес к античному культурному наследию43. Император Константин Багрянородный был энциклопедистом и организатором науки,образования и культуры. О поистине колоссальной литературной и авторской деятельности Константина VII известно то, что его перу принадлежат следующие труды: «Жизнеописание Василия», «О фе- В Византии вплоть до XII в. просвещение находилось на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образование, т.е. обучение чте- Византийские очерки / Тр. советских ученых к XIV конгрессу византинистов. М., 1971. Подробнее см.: Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X—XI вв. М., 1977. Обрядник, регулирующий порядок приемов, церемоний и всякого рода празднеств и процессий; служил в качестве руководства, используемого в повседневной жизни императорского дворца. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991. Подробнее см.: Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X—XI вв. М., 1977. нию и письму, давалось в частных школах грамматистов. Продолжался цикл начального образования обычно 2—3 года. Получали его в возрасте от 5 до 8 лет. Вплоть до VII в. учебная программа грамматических школ основывалась на материалах языческой мифологии древней Эллады, лишь позднее — на христианских текстах. Среднее образование (ekkukliws peideia, буквально— цельное, развернутое или систематическое обучение) давалось по античным руководствам по грамматике и риторике. Философия, которая изучалась в разной степени в разных школах, делилась на теоретическую и Мрачным эпизодом на общем фоне культурного и образовательного подъема Византии выглядит указ Юлиана Отступника (от 17 июня 362 г.), запрещающий профессорам-христианам преподавание в школах. А в 475 г. в Константинополе по ходу дискуссии о монофизитстве была сожжена публичная библиотека, содержавшая 120 тыс. томов рукописей, что нанесло большой урон делу образования и уровню образованности общества. Были и другие потери. В 529 г. Юстиниан Великий издал эдикт, закрывающий Афинскую Академию, запрещающий преподавание философии и лишающий политических прав тех, кто придерживался эллинских воззрений и еретических верований48. Иконоборец Лев III (717—741) поступил еще проще, он для ясности закрыл все учебные заведения, в том числе и Константинопольскую высшую школу и библиотеку при ней, запретив византийцам пользоваться книгами. Но диссидентствующая профессура почитывала втихаря. Тогда Лев пошел на более радикальные меры и в 726 г. сжег библиотеку — вместе с профессорами49. Так просвещенные византийские монархи расправлялись с язычниками, а заодно и с греческими преподавателями, которые принесли на византийскую почву семена античной цивилизации. Дурной пример был подан, и через несколько веков уже Римская империя, тоже вроде бы просвещенная и христианская, начнет поход на Византию и разрушит ее памятники. Во второй половине IX в. Карл Великий повел германские народы на славянский мир, а в 1453 г. Константинополь пал под ударами турок-османов, которые считали себя главными хранителями арабской культуры и образованности. Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, создала великую и уникальную культуру, выполнив транзитную функцию: через нее античное культурное наследие, созданное в Греции и пре- 47 Карлов Н.В. В начале была школа... (http://spkurdyumov.narod.ru). 48 Каждан А.П. Византийская культура. М, 1968. 49 Некоторые специалисты полагают, что рассказ об этом является поздней легендой. См.: Brehier L. 51G вратившееся в эллинистическое благодаря вкладу народов Египта, Сирии, Палестины и Италии, передавалось другим странам, в том числе России. Византию называют «вторым Римом», так как ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает вкладу Римской империи. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|