Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 5. лидерство В ОРГАНИЗАЦИИ



1. Лидерство и групповая динамика.

2. Функции лидерства.

3. Восприятие лидера его группой.

4. Личностные характеристики лидера.

5. Основные теории лидерства.

 

Всюду, где собираются вместе более двух человек возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с уважением, короче говоря, они занимают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Понятия «лидер» и «руководитель» похожи по значению, поэтому часто употребляются как синонимы. Но они не тождественны.

Лидерство– это психологический феномен, тогда как руководство – сугубо управленческий. Лидер спонтанно занимает доминирующее положение в группе с явного или скрытого согласия большинства ее членов. Его влияние и авторитет имеют в основном неформальный характер.

Руководитель– это формальный начальник, занимающий официальную должность. В самом широком смысле лидер– это представитель, доверенное лицо, выразитель основных интересов и ценностей группы. В современной управленческой литературе часто используется и другое понятие – лидер организации, рассматриваемый как «человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство; играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей».

Согласно Д. МакГрегору, лидерство определяется:

• характеристиками самого лидера;

• позициями, потребностями и прочими характеристиками его последователей;

• характеристиками организации (ее целями, структурой);

• социальной, экономической и политической средой

При этом сразу же обнаруживается проблема, которая выражается в том, что не всегда хороший лидер может быть успешным руководителем, т.к. он перестает быть «доверенным лицом группы», он превращается для рядовых членов группы из «своего» в «чужого».

В современной литературе лидера все больше отождествляют с главным действующим лицом (руководителем) организации, а менеджера – со средними и низовыми (технологическими) управленческими звеньями.

Можно выделить следующее соотношение функций менеджера и лидера:

Лидер Менеджер
определяет направление движения разрабатывает план и график продвижения в избранном направлении
воодушевляет, мотивирует персонал следит за исполнительностью людей и соблюдением требований к выполняемой работе
поощряет работников в исполнении плана следит за достижением промежуточных целей
оценив качество полученного результата, начинает планировать получение нового оформляет полученный результат, добивается получения на его основе дополнительных преимуществ

 

В итоге получается, что лидер все больше ассоциируется в сознании людей с самой фирмой. Лидер все больше превращается во вдохновителя масс на те или иные действия. При этом речь идет не только о массах работников, но и массах потенциальных покупателей, для которых имя такого руководителя-вождя все больше связывается с теми или иными товарами. Получается, что чем престижнее (популярнее) лидер-вождь, тем престижнее и покупаемые вещи, и наоборот. Недаром еще Б. Шоу остроумно заметил, что «искусство управления заключается в организации идолопоклонничества».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.