ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
Задание 29.1 (выберите один вариант ответа). Понятию «экосистема» соответствует определение: Варианты ответа: 1.Комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в тесной взаимосвязи. 2.Совокупность факторов среды, в пределах которой возможно существование вида. 3.Совокупность организмов и неорганических компонентов окружающей среды, в которой может осуществляться круговорот веществ. 4.Организованная группа взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, живущих в одних и тех же условиях среды. Обоснование ответа. В основных сведениях к этому разделу приведено развернутое определение экосистемы (биогеоценоза): исторически сложившееся сообщество организмов разных видов, тесно связанных между собой и окружающей их неживой природой обменом веществ, энергии и информации, так что эта единая система сохраняет устойчивость в течение продолжительного времени. К этому определению ближе всего подходит третий вариант ответа. Первый вариант ответа касается связи организма с окружающей средой. Второй вариант относится к внешним факторам по отношению к какому-то виду организмов. Наконец, четвертый вариант фактически является определением биоценоза, в которое не входит неживая природа. Правильным является вариант ответа: 3) совокупность организмов и неорганических компонентов окружающей среды, в которой может осуществляться круговорот веществ.
Задание 29.2(выбирете один выриант ответа). Пирамида энергии в экосистеме отражает… Варианты ответа: 1. Однонаправленность потока энергии от консументов к продуцентам. 2.Постоянство энергии на всех трофических уровнях. 3.Уменьшение количества энергии на каждом следующем трофическом уровне. 4.Увеличение количества энергии на каждом следующем трофическом уровне. Обоснование ответа. Так как пирамида энергий отражает величину потока энергии в цепи питания, а этот поток постоянно истощается, так как энергия тратится на дыхание, создание биомассы и т. д., то из предложенных вариантов ответа следует выбрать третий. Первый вариант не подходит, так как, во-первых, реально существует однонаправленный поток энергии от продуцентов к консументам, во-вторых, пирамида энергии включает в себя не только указанную трофическую цепь. Второй и четвертый варианты ответа констатируют постоянство или увеличение энергии на следующих друг за другом трофических уровнях, что неверно: энергия уменьшается при переходе к более высоким уровням пирамиды. Правильным является вариант ответа: 3) уменьшение количества энергии на каждом следующем трофическом уровне.
Задание 29.3 (выберите один вариант ответа). Живые организмы, создающие первичное органическое вещество из неорга- нического, называются ... Варианты ответа: 1. Редуцентами. 2. Продуцентами. 3. Фитофагами. 4. Консументами. Обоснование ответа. По определению продуцентами называют автотрофные организмы, которые, потребляя минеральные вещества из биотопа и используя энергию солнечного света, создают (синтезируют) первичное органическое вещество. К этой группе относятся растения и некоторые бактерии. Правильным является вариант ответа: 2) продуцентами.
Задание 29.4 (выберите один вариант ответа). Установите соответствие между рядом уровней организации живой материи и типом иерархии в нем: 1.Биогеоценоз — биоценоз — биосфера. 2.Биосфера — биогеоценоз — биоценоз. 3.Вид — биоценоз — биогеоценоз. Варианты ответа: А.Иерархия от высшего к низшему. Б. Нет строгой иерархии. В.Иерархия от низшего к высшему. Обоснование ответа. Фрагмент иерархии уровней организации живой материи (от низшего к высшему): вид — биоценоз — биогеоценоз — биосфера. Поэтому первая из предложенных последовательностей не представляет собой строгой иерархии (вариант ответа Б). Вторая последовательность — это иерархия от высшего к низшему (А). Третья последовательность соответствует иерархии от низшего к высшему (В). Правильным является соответствие: 1 — Б; 2 — А; 3 — В.
Задание 29.5 (выберите один вариант ответа). Характерной особенностью биотического отношения «паразит-хозяин» является то, что паразит ... Варианты ответа: А.Приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к гибели хозяина. Б. Причиняет вред хозяину, не получая для себя ощутимой пользы. В.Обязательно приводит к тяжелому заболеванию и скорой гибели хозяина. Г. Не оказывает существенного влияния на хозяина. Обоснование ответа. Паразитизм— это форма взаимоотношений организмов, при которой один (паразит) живет за счет другого (хозяина). Так что по определению паразит должен получать для себя пользу от хозяина, поэтому вариант ответа Б неверен. В отличие от хищников, паразиты не должны убивать хозяев, иначе они тем самым убьют и себя. Паразиты могут вызвать болезнь хозяина, но смерть хозяина от этой болезни бывает редко. Отсюда следует, что правильным является ответ А, а вариант В — неправильный. Эволюция хозяев и паразитов идет синхронно, т. е. имеет место взаимное влияние хозяев и паразитов друг на друга. Поэтому вариант ответа Г неправильный. Правильным является вариант ответа:А) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к гибели хозяина.
Задание 29.6 (выберите один вариант ответа). Для экосистемы характерны три основных отличительных признака: 1)осуществление полного цикла трансформации вещества, от создания органического вещества до его разложения на неорганические составляющие; 2)экосистема обязательно представляет собой совокупность живых и неживых компонентов; 3)... Варианты ответа: 1.Биогенная миграция атомов. 2.Естественные пределы толерантности организмов. 3.Осуществление полного круговорота энергии, завершающегося высвобождением энергии связей высокомолекулярных соединений. 4.Относительная устойчивость, обусловленная структурой абиотических и биотических компонентов. Обоснование ответа. Экосистема — это исторически сложившееся сообщество организмов разных видов, тесно связанных между собой и окружающих неживой природой, так что эта единая система сохраняет устойчивость в течение продолжительного времени. Поэтому одним из основных отдельных признаков экосистемы является ее относительная устойчивость времени. Правильным является вариант ответа: 4) относительная устойчивость, обусловленная структурой абиотических и биотических компонентов.
Задание 29.7 (выберите несколько вариантов ответа). С абиотическим компонентам экосистемы луга относят: А. Влажность почвы. Б. Разнообразие флоры. В.Особенности рельефа. Г.Дождевых червей. Варианты ответа: 1. Б, Г. 2. Б, В. 3. А, В. 4. А, Б. Обоснование ответа. Из приведенных вариантов ответа только два — А и В — связаны с неживой природой, т. е. относятся к абиотическим факторам экосистемы. Правильным является вариант ответа: 3) А, В.
Задание 29.8 (выберите один вариант ответа). Среду обитания можно определить как ... Варианты ответов: 1. Комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в тесной взаимосвязи. 2. Природная система, в которой может осуществляться круговорот веществ. 3.Совокупность условий, способных оказывать прямое или косвенное влияние на организм. 4.Определенное жизненное пространство, которое занимает тот или иной вид. Обоснование ответа. Как указывалось в основных сведениях к этой теме, неживая и живая природа, окружающая растения, животных и человека, носит название среды обитания. Естественно, речь при этом идет о тех компонентах внешней среды, которые оказывают влияние на тот или иной вид. Каждый в своих сообществах выполняет определенную роль, т. е. занимает вполне определенную экологическую нишу. Известно, что организмы двух видов не могут обладать одной и той же нишей (принцип конкурентного взаимоисключения). Учитывая все это, следует выбрать четвертый вариант ответа. Правильным является вариант ответа: 4) определенное жизненное пространство, которое занимает тот или иной вид. Варианты ответа: 1.Биотические факторы среды. 2.Составляющие биотопа. 3.Абиотические факторы среды. 4.Составляющие биоценоза. Обоснование ответа. По определению (см. основные сведения) указанные физические и географические параметры относят к абиотическим факторам среды обитания. Правильным является вариант ответа: 3) абиотические факторы среды.
Задание 29.10 (выберите несколько вариантов ответа). Выберите наземные биоценозы с наименьшим биологическим разнообразием. Варианты ответа: 1.Широколиственный лес. 2.Поле — агроценоз, созданный человеком. 3.Молодой биоценоз после пожара. 4.Луг в лесу. Обоснование ответа. В широколиственном лесу и на лугу в лесу обычно достаточно большое биологическое разнообразие. После пожара выживают (или возникают) только те организмы, которые могут быстро приспособиться к новым условиям, значит, разнообразие там меньше. В поле (агроценоз) человек обычно высеивает монокультуры, а лишнее (например, сорняки) удаляется. Правильными являются варианты ответа: 2) поле — агроценоз, созданный человеком; 3) молодой биоценоз после пожара. 30. БИОСФЕРА ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ 30.1.Понятие о биосфере как особой оболочке'Земли (области распространения жизни) было предложено австрийским геологом Э. Зюссом в 1875 г. и кардинально переработано и наполнено новым смыслом выдающимся русским ученым В. И. Вернадским. Биосфера, по Вернадскому, — не только область распространения жизни, но и ее производная. Совокупность организмов Земли участвует во всех протекающих в биосфере процессах. Для обозначения этой совокупности организмов В. И. Вернадский ввел понятие живого вещества, определил его массу, химический состав и энергию. 30.2.Живые организмы обитают в трех «оболочках» планеты — литосфере (верхняя твердая оболочка Земли), гидросфере (совокупность океанов, морей, озер, рек и т. п.) и атмосфере (газовая оболочка планеты). Определяя границы биосферы, можно указать следующие параметры — в атмосфере жизнь встречается до 20 км (лимитирующий фактор — ультрафиолетовое излучение),в литосфере — до 2-3 км (лимитирующие факторы — плотность среды, дефицит кислорода, повышение температуры до 100°С уже на глубине 3 км). 30.3. Биосфера — экологическая система планетарного масштаба — обладающая такими фундаментальными свойствами живого, как самовоспроизведение, устойчивость (гомеостаз), саморегуляция и способность к эволюции. За 3,5млрд лет существования биосферы на Земле происходили глобальные изменения — смена климата, мощные тектонические процессы, затопления суши, движения материков, но биосфера продолжала существовать и развиваться. Все вышеназванные свойства биосферы определяются совокупностью живых существ на планете, их способностью к размножению; сложными взаимоотношениями между собой и с неживой природой, окружающей их; способностью к эволюции; «обеспечением» круговорота веществ в биосфере, именно поэтому В. И. Вернадский отводил главную роль в существовании и развитии биосферы совокупности живых организмов — живому веществу — выделял четыре функции живого компонента биосферы: газовую, окислителъно-восстановителъную, концентрационную и почвообразовательную. 30.4. В результате происходящего метаболизма организмов (фотосинтез, дыхание, брожение и др.) регулируется и поддерживается химический состав атмосферы. Биогенное образование основных ее газов — кислорода и азота — было показано еще В. И. Вернадским, а сейчас установлено биогенное происхождение водорода (-на 50%), оксида углерода, аммиака и других газов. Поступление и расход кислорода, азота и углекислого газа регулируется организмами. Создав миллионы лет назад атмосферу Земли, организмы обусловили и формирование озонового слоя, который защищает все живое от губительного ультрафиолетового излучения (ультрафиолет обладает к тому же мощным мутагенным и онкогенным воздействием). Все вышесказанное раскрывает смысл понятия газовая функция живого вещества. Способность организмов концентрировать (накапливать) в своих телах, скелетах химические элементы, рассеянные в окружающей среде, обусловливает участие живых организмов в образовании осадочных пород — залежи мела, известняка, кремнистые породы, торф, уголь, нефть. Наконец, живые организмы участвуют в процессе почвообразования. Почва — особое природное тело, образующее верхний слой земной коры и обладающее свойством плодородия (т. е. способностью удовлетворять потребности растений в питательных веществах, влаге, воздухе и т. д.). Почва образуется из продуктов разрушения поверхностных слоев коры под действием микроорганизмов, растений и животных. За счет минерализации органических веществ отмирающих организмов образуется особое органическое вещество почвы — гумус (перегной). 30.5.Особое место в трудах В. И. Вернадского занимает концепция эволюции биосферы. Он выделяет три этапа развития биосферы. Первый этап — возникновение первичной биосферы с биотическим круговоротом веществ, ведущие факторы на этом этапе — геологические и климатические изменения на Земле. Второй этап — усложнение структуры биосферы в результате появления одноклеточных и многоклеточных эукариотных организмов. Движущим фактором выступает биологическая эволюция. И наконец, третий этап — возникновение человеческого общества и постепенное превращение биосферы в ноосферу. Ведущим фактором в этом процессе является разумная деятельность человека, характеризующаяся рациональным регулированием взаимоотношений человека и природы. 30.6.Место человека в биосфере имеет существенную специфику, обусловленную биосоциальной природой человека. Его существование, как и всех других гетеротрофных организмов, зависит от наличия органической пищи, воздуха, воды и т. д. В то же время человек обладает особенностью, выделяющей его из живой природы — труд, творческая деятельность, производственные отношения, определяющиеся его социальной сущностью. Воздействия человека на окружающую природу достигли к настоящему времени планетарных масштабов. В результате деятельности человека происходит изменение климата, ландшафтов, состава атмосферы, видового и численного состава живых существ. Повсеместное уничтожение лесов приводит к снижению выделения в атмосферу кислорода и утилизации углекислого газа, к эрозии почв, нарушению водного режима и изменению климата. Сжигая органическое топливо, человек снижает содержание кислорода в атмосфере (так, например, при пробеге автомобилем 100 км пути расходуется годовая норма кислорода для одного человека). За последние годы отмечается повышение содержания углекислого газа в атмосфере, накопление промышленной пыли. Это ведет к возникновению «парникового эффекта» — нарушению рассеивания тепла с поверхности Земли в космос, что приводит к постепенному потеплению климата на планете. По некоторым данным, за последние 30 лет средняя температура приземной атмосферы повысилась на 1°С. Если тенденция загрязнения атмосферы сохранится, то через 30-50 лет температура увеличится еще на 2-3°С, что приведет к таянию «полярных шапок» и катастрофическому повышению уровня Мирового океана. В атмосферу ежегодно поступают миллионы тонн загрязненных веществ. Особую опасность представляет сернистый газ, который соединяется с парами воды и является причиной выпадения кислотных дождей. Повсеместно на нашей планете отмечается ухудшение состояния водных систем в результате ирригационных и мелиоративных мероприятий. Происходит истощение подземных вод, массовая гибель малых рек, сокращение крупных рек, высыхание крупных водоемов (например, Арал). Промышленные и бытовые стоки, загрязняющие гидросферу ядовитыми веществами, солями тяжелых металлов, радионуклеотидами и т. п., составляют 700 км3 в год (примерно 3% всего планетарного объема воды). Тяжелый ущерб природным водным системам наносит «тепловое загрязнение» — сбросы термальных вод. Значительно воздействие человека на литосферу — распахивание земель для сельскохозяйственных нужд (сегодня 30% суши занято угодьями) приводит к эрозии почв, их засаливанию, поднятию грунтовых вод. В результате деятельности человека только на протяжении последних столетий были уничтожены многие виды растений и животных. В числе последних такие, например, как тур, стеллерова (морская) корова, эпиорнис, дронт, странствующий голубь и многие другие.
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ Задание 30.1 (выберите несколько вариантов ответа). Биогенная миграция атомов характеризуется следующими особенностями: Варианты ответа: 1.В ходе миграции атомы одних элементов превращаются в атомы других. 2. В ходе миграции часто меняется атомная масса элементов. 3. Мигрирующие элементы перемещаются не только в составе организмов,но и в водной, и в воздушной средах. 4.В ходе миграции элементы взаимодействуют друг с другом, образуя сложные химические соединения. Обоснование ответа. Из приведенных вариантов ответа подходят третий и четвертый. Действительно, в ходе миграции химические элементы превращаются не только в составе организмов, но и в водной, и в воздушной средах (например, перемещение семян ветром). Яркий пример того, как в миграции элементы взаимодействуют, образуя сложные химические соединения, является образование гумуса (и вообще процессы гумификации и им обратные — процессы минерализации). Первый и второй варианты ответа не имеют ничего общего с вопросом задания. Правильными являются варианты ответа: 3) мигрирующие элементы перемещаются не только в составе организмов, но и в водной, и в воздушной средаx; 4) в ходе миграции элементы взаимодействуют друг с другом, образуя сложные химические соединения.
Задание 30.2 (выберите несколько вариантов ответа). Биогенными веществами биосферы являются: Варианты ответа: 1.Кислород атмосферы. 2. Горные породы. 3.Радиоактивные элементы . 4. Известняк. Обоснование ответа. Что касается свободного кислорода, то его наличие в атмосфере Земли полностью связано с эволюцией живых организмов. Кроме того, способность организмов концентрировать (накапливать) в своих телах, скелетах химические элементы, рассеянные в окружающей среде, обуславливает участие живых организмов в образовании осадочных пород — залежи мела, известняка, кремнистые породы, торф, уголь, нефть. П равильными являются варианты ответа: 1) кислород атмосферы; 4) известняк.
Задание 30.3 (выберите один вариант ответа). Разнообразие всех организмов, существующих во всех экосистемах Земли, образует по выражению В. И. Вернадского ... Варианты ответа: 1. «Живую Землю». 2. «Живой мир». 3.«Живое вещество». 4. «Живую систему». Обоснование ответа. В. И. Вернадский всю живую природу называл «живым веществом». Правильным является вариант ответа: 3) «живое вещество».
Задание 30.4 (выберите один вариант ответа). Важной особенностью биосферы является то, что она является ... Варианты ответа: 1.Системой, в которой отсутствуют связи между организмами. 2.Закрытой системой. 3.Системой, которая не обладает динамическими свойствами. 4.Саморегулирующейся системой. Обоснование ответа. Все варианты ответа, кроме последнего, не подходят к вопросу задания: биосфера демонстрирует удивительную связь как внутри живого компонента, так и между живой и неживой природой, биосфера отнюдь не статична, она динамично и прогрессивно развивается, биосфера является открытой системой, находящейся вдали от состояния теплового равновесия. Последнее обусловливает возможность системной самоорганизации биосферы. Правильным является вариант ответа: 4) саморегулирующейся системой.
Задание 30.5 (выберите один вариант ответа). Газовая функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов ... Варианты ответа: 1.Накапливать различные вещества. 2.Разрушать и перерабатывать органические остатки. 3.Поглощать и выделять кислород, углекислый газ. 4.Обеспечивать потоки энергии. Обоснование ответа. Выше (см. основные сведения, п. 30.4) было расшифровано понятие газовая функция биосферы. Наиболее близок к этому понятию третий вариант ответа. В частности, именно организмами регулируется поступление и расход кислорода, азота и углекислого газа в атмосфере Земли. Правильным является вариант ответа: 3) поглощать и выделять кислород, углекислый газ.
Задание 30.6 (выберите один вариант ответа). Функция живого вещества, связанная с минерализацией органических и неорганических веществ и вовлечением их в биологический круговорот, называется ... Варианты ответа: 1.Концентрационной. 2. Деструктивной. 3.Средообразующей 4. Транспортной. Обоснование ответа. Способность живых организмов концентрировать (накапливать) в своих телах, скелетах химические элементы, рассеянные в окружающей среде, обусловливает их участие в образовании осадочных пород — залежи мела, известняка, кремнистые породы, торф, уголь, нефть, функция живого вещества получила название концентрационной. Правильным является вариант ответа: 1) концентрационной.
Задание 30.7 (выберите несколько вариантов ответа). Биосфера — сфера жизни, охватывает: Варианты ответа: 1. Гидросферу, магнитосферу, литосферу. 2. Нижнюю часть атмосферы, гидросферу. 3. Верхнюю часть литосферы. 4.Верхнюю часть литосферы, ионосферу, гидросферу. Обоснование ответа. Как известно, живая природа охватывает верхнюю часть литосферы, всю гидросферу и нижнюю часть атмосферы. Правильными являются варианты ответа:2) нижнюю часть атмосферы, гидросферу; 3) верхнюю часть литосферы.
Задание 30.8(выберите один вариант ответа). Основным источником энергии биосферы и регулятором биологических процессов является ... Варианты ответа: 1. Солнце. 2. Энергия радиоактивного распада. 3. Вулканическая деятельность. 4. Внутренние энергетические процессы Земли. Обоснование ответа. Внутренние энергетические процессы Земли, включая радиоактивный распад, играют определяющую роль в геологической эволюции, однако на биосферу эти процессы мало влияют. То же самое можно сказать и про вулканическую деятельность, которая является следствием активности внутренних оболочек Земли. А вот для биосферы основным источником энергии и регулятором биологических процессов является Солнце. Правильным является вариант ответа: 1) Солнце.
31. ЧЕЛОВЕК В БИОСФЕРЕ ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ 31.1.Приматы — это лесные млекопитающие, приспособившиеся к древесному образу жизни. По сравнению с быстроногими тиграми леопардами, чуткими оленями и косулями, остроглазыми орлами и ястребами,юркими змеями и другими представителями животного мира приматы значительно «отстали» в специализации своих органов и поведения, что позволяет считать их примитивными животными. Именно эта примитивность и послужила источником высокой эволюционной пластичности приматов, способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Таблица № 3 Основные стадии антропогенеза
31.2.Приматы были в числе первых появившихся млекопитающих. Это случилось 60-65 млн лет назад во время коренных геологических преобразований, когда равновесие в мире живых организмов было неотвратимо нарушено. Динозавры навсегда исчезли, а млекопитающие, птицы и насекомые стали преобладающими формами животной жизни. Расхождение филогенетических стволов эволюционного дерева, ведущих к двум семействам — человекообразным обезьянам (понгидам) и людям (гоминидам), произошло (по разным оценкам) около 10 млн лет назад. В соответствующих геологических уровнях отложений Европы известны ископаемые останки обезьян — дриопитеков, которые по особенностям строения и размерам тела напоминали современных шимпанзе (табл. 3). Бифуркацию эволюционной траектории, которая привела к появлению гоминид, связывают с появлением в это время открытых ландшафтов, тогда как большинство приматов являются обитателями тропических лесов. В 1924 г. в Южной Африке были обнаружены останки человекообразной обезьяны— австралопитека, возраст которых составлял 3,5-4 млн лет. Именно род австралопитеков считается началом уже не прерывавшейся позднее ветви, ведущей к человеку. Австралопитеки постоянно использовали двуногое передвижение, пропорции их черепа и особенности зубочелюстной системы более сходны с человеческими, чем с обезьяньими. Средний объем мозговой коробки составлял порядка 550 см3. В 1959 году в Восточной Африке (ущелье Олдовай) в отложениях с возрастом 1,5-2,0 млн лет были обнаружены ископаемые.останки высокоразвитого австралопитека, а также другого антропоморфного примата, которого назвали Homo habalis (человек умелый) и которого стали считать представителем настоящих людей (род Homo). Основанием для этого послужили несколько больший объем мозговой коробки (до 775 см3) и использование ими примитивных каменных орудий из грубо обколотых ударами галек кварца, кварцита, лавы (так называемая «олдовайская галечная культура»). Позже были обнаружены остатки Homo habalis с еще большим объемом мозга (800-900 см3). От Homo habilis, вероятно, произошел Homo erectus (человек прямоходящий). Более крупный, обладающий большим мозгом и более высокоразвитым интеллектом, с более совершенной техникой изготовления орудий, этот человек раннего каменного века освоил новые места обитания, заселив большими группами Африку, Европу и Азию. «Человек прямоходящий» по строению тела во многих отношениях походил на современного человека, рост составлял 1,6-1,8 м, а вес — 50-70 кг. Объем головного мозга достигал 880-1100 см3. В период ледниковой эпохи на Земле существовал Homo sapiens пеапderthalensis — неандерталец. Этот преимущественно европейский подвид был вероятно, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел современный человек (надо отметить, что в науке вопрос о неандертальцах, их филогенетических связях является весьма дискуссионным). Первыми свидетельствами о возникновении вполне современного человека, относящегося к подвиду Homo sapiens, были находки останков человека в гроте Кро-Маньон на юго-западе Франции в 1868 г. Впоследствии многочисленные останки кроманьонцев были обнаружены в различных районах Европы, Африки, Азии, Америки и Австралии. 31.3.Термин «неолитическая революция» появился в середине XX в. для значения важнейшего этапа становления человеческого общества — перехода от присваивающего к производящему хозяйству в позднем первобытном обществе[12]. Место этого этапа в хронологической истории человечества показано в табл. 4. В начале каменного века кроманьонцы и сменившие их другие древние люди в основном забирали у природы ее дары — дикорастущие съедобные растения, зверей, рыбу. Однако к началу неолита все больше людей переходило к оседлому образу жизни и занятиям земледелием, т. е. к производящему хозяйству. Именно это в конце концов и привело к социальной дифференциации общества, появлению классов. Какие же общие черты производящего хозяйства можно выделить? Прежде всего, это оседлость, создание и хранение запасов пищи и других материальных ценностей, цикличность труда, расширение сферы деятельности и др.Наиболее важным в этом перечне является создание и хранение материальных благ, пищи, что привело к тому, что люди разделились на богатых и бедных, к переходу от производства прожиточного минимума к стабильному производству прибавочного продукта. В ходе неолитической революции прогресс проявляется не столько в росте среднедушевого уровня жизни, сколько в повышении (в сотни раз) плотности и численности населения.
Таблица 4
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Задание 31.1 (выберите несколько вариантов ответа). Ключевую роль в эволюции человека сыграли такие биологические факторы, как ... Варианты ответа: 1.Радиация. 2.Прямохождение. 3.Развитие головного мозга. 4.Хищничество. Обоснование ответа. Появление человека палеонтологи связывают с переходом к наземному образу жизни, которое потребовало овладеть прямохождением. Кроме того, важнейшим фактором эволюции человека стало увеличение объема головного мозга. Правильными вариантами ответа являются: 2)прямохождение; 3)развитие головного мозга.
Задание 31.2 (выберите один вариант ответа). К итогам неолитической революции (X-VIII тыс. до н. э.) относится ... Варианты ответа: 1.Переход к ноосфере. 2.Переход от собирательства и охоты к растениеводству и животноводству. 3.Зарождение техногенной цивилизации. 4.Освоение космоса. Обоснование ответа. Неолитическая революция, которая на самом деле произошла 8-5 тыс. лет назад (в каменном веке), связана с переходом от собирательства дикорастущих растений, охоты на зверей, ловли рыбы к земледелию и животноводству. Остальные варианты ответа не имеют к неолитической революции никакого отношения. Правильным является вариант ответа:2) переход от собирательства и охоты к растениеводству и животноводству.
Задание 31.3 (выберите несколько вариантов ответа). К итогам неолитической революции (X-VIII тыс. до н. э.) относятся ... Варианты ответа: 1.Рост численности человечества. 2.Возникновение скотоводства и земледелия. 3.Переход к ноосфере. 4.Возникновение техногенной цивилизации. Обоснование ответа. Это задание аналогично предыдущему, однако» в вариантах ответа здесь даются два правильных: первый и второй, так как рост численности населения является одним из итогов неолитической революции. Правильными являются варианты ответа: 1) рост численности населения; 2)возникновение скотоводства и земледелия.
Задание 31.4 (выберите один вариант ответа). Доказательства происхождения человека от обезьяны приводит ... Варианты ответа: 1. История. 2. Биохимия. 3. Экология. 4. Религия. Обоснование ответа. Религия не является наукой, в ее арсенале нет доказательств. Религиозные догматы принимаются на веру. Экология — наука о том, как уживаются вместе различные виды организмов и как совместное проживание сделать лучше. Объектом истории является человеческое общество, когда оно уже не является стадом животных. Поэтому из приведенных вариантов ответа правильным является второй — биохимия, которая имеет прямое отношение к доказательствам происхождения человека от обезьян. В частности, на основе иммунологического анализа белков крови (а это метод биохимии) показано близкое родство обезьян и человека. Правильным является вариант ответа: 2) биохимия.
Задание 31.5 (выберите несколько вариантов ответа). Доказательствами того, что представители разных человеческих рас относятся к одному и тому же биологическому виду Homo sapiens (человек разумный), являются ... Варианты ответа: 1. Один и тот же хромосомный набор. 2. Отсутствие каких-либо различий в генотипе. 3. Единство фенотипа представителей всех рас. 4. Организованность в высокоразвитую социальную структуру — человеческое общество. Обоснование ответа. Расы человека соответствуют подвидам, под которые контролем естественного отбора приобретают особенности, являющиеся приспособительными к условиям их обитания. Поэтому расы имеют один и тот же хромосомный набор, что позволяет скрещиваться представителям разных рас, давая плодовитое потомство. Все расы обнаруживают способность к организации высокоразвитой социальной структуры — человеческого общества. Что касается генотипа (набора генов), то он различается даже у представителей одной расы. Правильными являются варианты ответа: 1) один и тот же хромосомный набор; 4) организованность в высокоразвитую социальную структуру — человеческое общество.
Задание 31.6 (выберите один вариант ответа). Наука, изучающая ископаемые организмы, условия их жизни и захоронения, называется ... Варианты ответа: 1.Археологией. 2.Геологией. 3.Антропологией. 4.Палеонтологией. Обоснование ответа. Археология изучает, что представляла собой человеческая культура в прошлые века и тысячелетия. Археологи занимаются раскопками городов, памятников культуры. Геологи изучают строение Земли и ее оболочек, интересуясь, конечно, и их прошлым. Объектом антропологии является человек, его эволюция, развитие от человекообразных обезьян до современного состояния. Наконец, палеонтологи исследуют ископаемые организмы (не только человеческие) и пытаются восстановить условия их жизни в далеком прошлом. Правильным является вариант ответа: 4) палеонтология.
Задание 31.7 (выберите один вариант ответа). По положению в трофической цепи современный человек является ... Варианты ответа: 1.Продуцентом. 2.Консументом. 3.Фитофагом. 4.Редуцентом. Обоснование ответа. Определения понятий «продуценты», «консумен- ты» и «редуценты» см. в п. 29.2. В соответствии с этими определениями человек относится к консументам. Для сведения, фитофаги — это организмы, питающиеся растениями. Правильным является вариант ответа: 2) консументом.
Задание 31.8 (выберите один вариант ответа). Характерной чертой человека, отличающей его от животных, является ... Варианты ответа: 1.Речь. 2.Бинокулярное зрение. 3.Всеядность. 4.Прямохождение. Обоснование ответа. Свойства, отмеченные во втором, третьем и четвертом вариантах ответа, есть и у животных. А вот осознанной речью животные «похвастаться» не могут. Правильным является вариант ответа: 1) речь.
32. ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
32.1.Поступление в природную среду любых твердых, жидких, газообразных веществ, микроорганизмов или видов энергии (звукового, электромогнитного или радиоактивного излучения) в количествах, вызывающих изменение состава и свойств компонентов природы и оказывающих вредное воздействие на человека, флору и фауну, считается загрязнением окружающей среды. По происхождению загрязнения окружающей среды разделяют на антропогенные и естественные, по воздействию на организмы и системы — на механические, физические, биологические и химические.В более широком смысле к загрязнениям окружающей среды относят также эстетические факторы, например однообразную архитектуру, возведение немасштабных ландшафту зданий, объектов, не гармонирующих с природой. 32.2.К физическим (или параметрическим) загрязнениям относят шумовые,, тепловые, световые, электромагнитные и радиационные факторы. Химические (или ингредиентные) загрязнения бывают минеральными и органическими. Минеральные загрязнения — это, например, твердые отходы различных отраслей промышленности или коммунального хозяйства, ядохимикаты и удобрения, вещества, образующиеся при работе двигателей внутреннего сгорания и т. д. Органические загрязнения образуют отходы пищевой промышленности, животноводческих ферм, бытовые стоки и т. д. Отдельно рассматривают так называемые деструктивные загрязнения (вырубка лесных насаждений, эрозия почв, осушение земель, лесные и степные пожары, дорожное строительство и т. д.). 32.3.К факторам оценки состояния окружающей среды и устойчивости биосферы относят: снижение биоразнообразия, парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградацию лесных, земельных, водных ресурсов 32.4.В связи с проблемой устойчивости экосистем возникла необходимость разработки концепции устойчивого развития. Эта концепция часто неудачно трактуется как устойчивое развитие, которого можно достичь лишь технологическими и организационными мерами по преодолению экологических проблем. В то же время термин «устойчивость» в популяционной динамике означает, что развитие любого вида не должно нарушать стабильности его экологической ниши и имеет более глубокий смысл коэволюции природы человека. По своему замыслу принятие концепции устойчивого развития должно было стимулировать разработку общей стратегии развития человеческого общества на базе экологически целесообразного природопользования, сохранения благоприятного для людей состояния окружающей среды, обеспечивающего приемлемое качество жизни для нынешнего и последующих поколений людей. Эту концепцию можно рассматривать в конечном итоге как переход общества к ноосфере. ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ Задание 32.1 (выберите один вариант ответа). Основная причина парникового эффекта — это ... Варианты ответа: 1.Тепловыделения промышленных предприятий. 2.Загрязнение гидросферы. 3.Изменение направления движения и интенсивности океанических течений. 4.Увеличение в атмосфере концентрации соединений, поглощающих инфракрасное излучение. Обоснование ответа. Парниковый эффект обусловлен тем, что ультрафиолетовое излучение Солнца, проходя через атмосферу Земли, поглощается земной поверхностью и нижними слоями атмосферы. В то же время инфракрасное (тепловое) излучение Земли задерживается парами воды и рядом других химических соединений, содержащихся в атмосфере. Аналогичный эффект имеет место при устройстве парников в сельском хозяйстве: полиэтиленовая пленка хорошо пропускает ультрафиолетовой излучение Солнца, но плохо — тепловое излучение почвы. Поэтому температура внутри парника повышается по сравнению с открытым пространством. Правильным является вариант ответа: 4) увеличение в атмосфере концентрации соединений, поглощающих инфракрасное излучение.
Задание 32.2 (выберите один вариант ответа). Основными компонентами смога являются ... Варианты ответа: 1.Пыль и капли тумана. 2.Соединения серы. 3.Углекислый газ и метан. 4.Оксиды металлов. Обоснование ответа. Смог — один из видов загрязнения воздуха в крупных городах и промышленных центрах. Слово смог происходит от англ. smoke — дым и fog — туман). Первоначально под смогом подразумевался дым, образованный сжиганием большого количества угля (смешение дыма и диоксида серы S02). Поэтому сера является одним из основных компонентов смога. Правильным является вариант ответа: 2) соединения серы.
Задание 32.3 (выберите один вариант ответа). Для устойчивого развития человечества необходимо ... Варианты ответа: 1.Осваивать новые пахотные ресурсы. 2.Увеличить добычу нефти. 3.Увеличить использование возобновимых источников энергии. 4.Увеличить производство электроэнергии. Обоснование ответа. Все варианты ответа относятся к актуальным направлениям развития человечества. Однако освоение новых пахотных резвов и увеличение добычи нефти имеет естественный предел роста, поэтому они не могут рассматриваться как условия длительного устойчивого развития. Увеличение производства электроэнергии, являясь важной целью развития государств, в первую очередь связано с топливом, которое и обеспечит это увеличение. А эта проблема напрямую зависит от поиска и внедрения возобновимых источников энергии. Поэтому правильным является третий вариант ответа. Правильным является вариант ответа:3) увеличить использование возобновимых источников энергии.
Задание 32.4 (выберите один вариант ответа). Кдеструктивному загрязнению окружающей среды относятся ... Варианты ответа: 1. Массовое использование пластиковых упаковок, одноразовой посуды. 2. Повышенный уровень шума вблизи крупных автомагистралей. 3. Экспоненциальный рост народонаселения. 4. Вырубка лесов, исчерпание ресурсов, снижение биоразнообразия. Обоснование ответа. В основных сведениях (см. п. 32.2) было дано определение деструктивного загрязнения — это вырубка лесных насаждений, эрозия почв, осушение земель, лесные и степные пожары, дорожное строительство и т. д. Значит, правильным вариантом ответа на вопрос задания является четвертый. Правильным является вариант ответа: 4) вырубка лесов, исчерпание peсурсов, снижение биоразнообразия.
Задание 32.5 (выберите один вариант ответа). Глобальное потепление на Земле может наступить в результате ... Варианты ответа: 1. Добычи нефти. 2. Строительства атомных электростанций. 3. Таяния ледников. 4. Парникового эффекта. Обоснование ответа. Первый и второй варианты ответа являются частными, например аварии на нефтепроводах или атомных электростанциях могут привести к локальному потеплению. Третий вариант ответа можно рассматривать как следствие четвертого варианта ответа. Глобальное потепление может наступить из-за парникового эффекта. Правильным является вариант ответа: 4) парникового эффекта. Задание 32.6 (выберите один вариант ответа). Возрастание содержания углекислого газа в воздухе, способствующее росту «парникового эффекта», может привести к ... Варианты ответа: 1.Наводнениям. 2.Вспышкам солнечной активности. 3.Глобальному потеплению климата. 4.Землетрясению. Обоснование ответа. Это задание тесно связано с предыдущим. Правильным является вариант ответа: 3) глобальному потеплению климата.
Задание 32.7 (выберите один вариант ответа). Расширение озоновых дыр приводит к ... Варианты ответа: 1.Усилению ультрафиолетового излучения. 2.Появлению новых видов. 3.Понижению температуры. 4.Усилению влажности воздуха. Обоснование ответа. Расширение озоновых дыр по представлениям современного естествознания не может привести к понижению температуры и усилению влажности воздуха. Появление новых видов живой природы возможно, но не обязательно. Поэтому второй, третий и четвертый варианты ответы здесь не подходят. Правильным является вариант ответа: 1) усилению ультрафиолетового излучения.
Задание 32.8 (выберите один вариант ответа). Под временным напряженным состоянием взаимоотношения между человечеством и природой понимают ... Варианты ответа: 1.Экологическую катастрофу. 2.Дефицит ресурсов. 3.Загрязнение среды. 4.Экологический кризис. Обоснование ответа. Под экологической катастрофой надо понимать конец света, когда о взаимоотношении человека и природы уже говорить не приходится. Загрязнение среды и дефицит ресурсов — это важные компоненты экологического кризиса. Наиболее общим вариантом ответа на это задание является четвертый. Правильным является вариант ответа: 4) экологический кризис.
* ланта
ноиды
СЛОВАРЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ТЕРМИНОВ Абиогенез — возникновение живого из неживого Абсолютно черное тело — физический объект, полностью поглощающий падаю- щее на него электромагнитное излучение. Абстрактный — отвлеченный. Автокатализ — ускорение химической реакции одним из участвующих в ней веществ, играющих роль катализатора. Автотрофы — организмы, осуществляющие синтез необходимых для жизни веществ из простых неорганических молекул. Адаптация — приспособление. Аддативность — свойство, показывающее то значение величины, соответствующее целому, равно сумме величин, соответствующих его частям. Аденин — пуриновое основание, содержится во всех живых организмах в составе нуклеиновых кислот, одна из четырех «букв» генетического кода. Адиабатический процесс — термодина- кий процесс, происходящий в отсутствие обмена теплом между системой и внешней средой. Адроны — элементарные частицы, учавствующие в сильных взаимодействиях. Аккреция — гравитационный захват вещества звездой, планетой или каким-либо космическим телом, при этом выделяется гравитационная энергия. Аксиома — исходное положение, принимаемое без логического доказательства. Аксон — отросток нейрона, проводящий нервный импульс от тела клетки к иннервируемым органам. Активность — способность среды изменять параметры порядка. Активная среда — вещество, в котором распределение частиц не является равновесным. В лазерной физике— среда, усиливающая лазерное излучение. Алгоритм — код, принцип, набор правил или система операций, предписывающие в определенном порядке действия и позволяющие чисто механически решать любую задачу из класса однотипных задач. Аллели — формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) парных хромосом. Альбедо — величина, характеризующая способность поверхности тела отражать падающий на нее поток электромагнитного излучения или частиц. Аминогруппа — боковая группа аминокислоты, которая образуется из простой молекулы аммиака. Аминокислота — органическое химическое соединение, содержащее аминогруппу NH2 икарбоксильный радикал органических солей СООН. Служит основным элементом построения растительных и животных белков. Амплитуда — наибольшее значение величины, колеблющейся по гармоническому закону., Анабиоз — состояние организма, при котором жизненные процессы резко замедляются, что способствует выживанию его в неблагоприятных условиях. Анаболизм — химический процесс, в котором простые вещества образуют более сложные, накапливая при этом энергию. В биологии — процесс в живом организме, направленный на образование и обновление структуры клеток и тканей. Аналогия — соответствие, сходство предметов (явлений, процессов); позволяет переносить знание с изученного объекта на неизученный при их сходстве. Анаэроб — организм, способный жить в отсутствие атмосферного кислорода. Анаэробный — процесс, протекающий в отсутствие кислорода. Ангстрем— единица длины: lA = = 110-10 м = 0,1 нм. Анизотропия — изменение свойств по разным направлениям в пространстве. Аннигиляция — один из видов превращения элементарных частиц при столкновении с античастицами. Аномалия — отклонение от нормы. Антибиотики — органические вещества, образуемые микроорганизмами и обладающие способностью убивать микробов. Антивещество — вещество, состоящее из античастиц. Антитела — иммуноглобулины плазмы крови человека и теплокровных животных, препятствующие размножению микроорганизмов, вызывающих отравление организма. Античастицы — элементарные частицы; масса, спины и время жизни точно равны этим же параметрам данной частицы, а электрический заряд, магнитный момент и некоторые другие характеристики (барионный, лептонный заряды, странность и др.) равны, но отличаются по знаку. Антропный принцип — рассмотрение законов Вселенной и ее строения на основе того, что познание ведется человеком разумным. Природа такова, как она есть, только потому, что так ее видит человек. Антропогенез — эволюция происхождения и формирования человека. Антропогенный — связанный с человеком, возникший в результате человеческой деятельности. Антропоморфизм — уподобление человеку, наделение человеческими качествами и свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы. Ароморфизм — усложнение организации и функций живых организмов в процессе эволюции. Артефакт — процесс (или образование), не свойственный изучаемому объекту в норме и возникающий в процессе его исследования. Может быть фактом, созданным искусственно в силу недостаточного осмысления. Асимптотический процесс — процесс, неограниченно приближающийся к какой- то закономерности. Ассимиляция — усвоение, слияние. В биологии — усвоение питательных веществ живыми клетками, анаболизм. Астрономическая единица длины (а. е.) среднее расстояние между Землей и Солнцем (-150 млн км). Атмосфера — газообразная оболочка Земли и других небесных тел. Атом — мельчайшая частица химического элемента, носитель его свойств, представляет собой сложную систему, состоящую из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов. Аттрактор — точка равновесия, к которой «притягиваются» фазовые траектории, определяемые детерминированными начальными условиями, и которая является обобщением понятия равновесия. Аэроб — организм, способный жить только в присутствии кислорода. Аэробный — существующий только при наличии свободного молекулярного кислорода. Б Бактерии — группа микроскопических, преимущественно одноклеточных, организмов, обладающих клеточной стенкой, но не имеющих ядра и размножающихся делением. Барионы — элементарные частицы, относящиеся к-адронам, имеющие полуце- лый спин и массу, не меньшую массы протона. Белки — макромолекулы, состоящие из большого числа аминокислот, соединенных пептидными связями. Биогенез — образование органических соединений живыми организмами. Биогенетический закон — эмпирическое обобщение, согласно которому индивидуальное развитие особи (онтогенез) является повторением важнейших этапов эволюции (филогенез) группы, к которой эта особь относится. Биогенный — происходящий от живого организма, связанный с ним. Биогены — вещества, в том числе хи- мические элементы, необходимые для существования живых организмов и входящих в их состав. Биогеоценоз — определенный участок земной поверхности с определенным составом живых и косных компонентов в динамическом взаимодействии между ними. Биокатализ — процесс ускорения свойственных живой природе химических процессов в присутствии катализаторов. Биокосное вещество — вещество, содержащееся в почвах и горных породах. Биологическое время — внутреннее время живого организма, связанное с циклич- ностью жизненных ритмов организма. Биополимеры — высокомолекулярные родные соединения — белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды и их производные. Являются структурной основой живых организмов и играют определяющую роль в процессах жизнедеятельности. Биосфера — область активной жизни на Земле, включает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Биота — исторически сложившаяся совокупность видов растений, животных и микроорганизмов на определенной территории. В отличие от биоценоза, может характеризоваться отсутствием экологических связей между видами. Биоэтика — понятие на стыке философии, биологии, этики, медицины и т. д. как реакция на новые проблемы жизни и смерти( аборт, клон и т. д.). Биоценоз — совокупность животных, растений и микроорганизмов, населяющих участок среды с однородными условиями жизни (луг, озеро, берег реки и т. д.) и ха- теризующихся определенными отноше- ниями между собой и приспособляемостью внешней среде. Биотоп — участок земной поверхности (суши или водоема) с однотипными условиями среды, занятый биоценозом. Биофизика — раздел физики, изучающий физические и физико-химические явления в биологических объектах и фундаментальные процессы, лежащие в основе живой природы. Бит — двоичная единица измерения количествa информации. Бифуркационная диаграмма — зависимость одной из величин, характеризующей ее поведение или изменение, от какого-либо параметра. Бифуркация — критическая пороговая точка, в которой происходит качественное изменение поведения объекта. Точка ветвления траектории движения (изменения) неравновесной системы в момент ее структурной перестройки. Бихевиоризм — одно из направлений психологии, считающее предметом исследования не сознание, а поведение в виде совокупности двигательных и эмоциональных реакций на условия внешней среды. Близкодействие — передача взаимодействия посредством полей от точки к точке с конечной скоростью, не превышающей скорость света в вакууме. Бозон — элементарная частица с целым спином, подчиняющаяся статистике Бозе- Эйнштейна. Большой Взрыв — современная модель эволюции Вселенной, основанная на гипотезе возникнов ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|