Здавалка
Главная | Обратная связь

Основы туристско-рекреационного районирования



Туризм является сложным и многоаспектным явлением, имеющим генеральную цель – удовлетворение туристско-рекреационных потребностей людей, включающим в себя множество различных элементов и их связей, организованных в определенные структуры, представляя собой системное образование. При этом системность характеризуется целостностью составляющих его элементов во взаимодействии с окружающей средой.

В отечественной рекреационной географии системный подход был изначально заложен в качестве основы, в результате чего была обоснована теория территориальных рекреационных систем как предмета научного исследования и одной из основных форм организации отдыха и туризма. Вся система понятий этого научного направления базировалась на антропоцентрическом характере систем рекреации и туризма, что означает замыкание всех системных связей на потребности туриста. На этой методологической основе были разработаны принципы оценки рекреационного спроса, природных и культурно-исторических рекреационных ресурсов, инфраструктуры, обеспечивающей функционирование и развитие рекреационных районов.

В 60-70-х гг. ХХ в. в работах В. С. Преображенского, его учеников и коллег было сформировано учение «территориально-рекреационных системах» (ТРС).

В монографии «Теоретические основы рекреационной географии», Территориально-рекреационная система (ТРС) определяется как социальная географическая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем: группы отдыхающих, природных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего персонала и органа управления, характеризующаяся функциональной и территориальной целостностью.

Учение о ТРС в те годы развивалось в основном учеными и МГУ им. М. В. Ломоносова. ТРС трактовалась как система, которая состоит из взаимосвязанных подсистем (природных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего персонала, органов управления и отдыхающих)» и «характеризуется функциональной и территориальной целостностью». Отмечалась ведущая роль рекреанта как центральной подсистемы, отмечая, что состояния и свойства всех остальных подсистем зависят от требований центральной подсистемы, а целевая функция рекреационной системы определяется как максимально возможное удовлетворение рекреационных потребностей человека.

В основу анализа возникающих субъект-объектных отношений В.С. Преображенским положена схема взаимоотношения человека-туриста и среды. Согласно ей, если исследователь отдает предпочтение человеческому фактору, то он работает с классом антропоцентрических систем, т. е. систем, хозяином которых выступает человек с его потребностями, мотивациями, предпочтениями, системой оценок. Если исследователь обозначает в качестве ведущей подсистемы окружающий мир (природный или культурно-исторический комплекс), он работает с классом натуроцентрических моделей, где основное внимание уделяется таким ценностям, как охрана природы, регламентация деятельности человека и т.д.

В.С. Преображенский был одним из первых ученых в России, кто не только осознал необходимость системного подхода при анализе сложных процессов, но и реализовал его. Принцип Преображенского в исследовании рекреации основан на принципе целостности общей теории систем, согласно которому отличительным качеством системы является тот факт, что в системе возникает новое свойство, которым не обладает ни одна из образующих ее подсистем.

В соответствии в учением В.С.Преображенского, рекреационная система состоит из взаимосвязанных подсистем: отдыхающих, природных комплексов, материальной базы и рекреационной инфраструктуры, обслуживающего персонала и органа управления .

Группа отдыхающих характеризуется параметрами поведения, описываемыми с помощью циклов рекреационных занятий. Отношения с другими подсистемами дифференцируются в зависимости от социальной, возрастной, психологической, национальной, профессиональной, региональной и индивидуальной избирательности определенных групп людей, условий и ресурсов рекреации.

По мере развития систем рекреационного обслуживания и углубления знаний о рекреационной деятельности возрастала потребность в еще более углубленном изучении отдыхающих. Было обращено внимание на то, что на характер потребностей, избирательность к видам, формам и условиям рекреационной деятельности влияют принадлежность человека к определенной социальной и национально-этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт рекреационной деятельности, имеющаяся информация о возможностях удовлетворения потребностей и реальная (доступная) сеть рекреационных учреждений и мест отдыха.

В последнее время внимание привлекается не только к социопсихологическим и культурно-психологическим группам, но и к группам, выделяющимся по специфике темперамента, мобильности психики. В этом видится стремление приблизиться к самой личности отдыхающих. Предложены десятки классификаций подобных групп. Так, в типологии, разработанной У. Шелдоном, учитываются взаимосвязи людей с природой. Им выделены следующие типы:

Эктоморфный тип – отличается стремлением сосредоточиться на своем внутреннем состоянии, воспринимать окружающий мир исходя из своего настроения, а не таким, каким он является на самом деле.

Мезоморфный тип – характеризуется любовью к природе, как источнику оптимизма, месту деятельности. Для них природа – объект воздействия.

Эндоморфный тип – тип релаксирующий, чувственный, открытый для восприятия природы, чувствующий ее нюансы – физические и эстетические.

Характеристики групп отдыхающих не являются чем-то стабильным. Они меняются по мере изменения общества. В частности, рост подвижности населения в результате развития транспорта, расширения возможностей выбора видов, форм и условий рекреационной деятельности, естественно, должны расширить возможности удовлетворения потребностей людей типа «спринтеров» или «бегущих лошадей». Вместе с тем наличие стабильной группы типа «стайеров» или «черепах» предопределяет определенный консерватизм поведения массы отдыхающих.

Таким образом, подсистему «отдыхающие» составляет множество гетерогенных групп, отличающихся как потребностями, так и ценностными установками в рамках их удовлетворения, различным восприятием элементов других подсистем и других групп отдыхающих.

Важнейшими общими чертами группы отдыхающих выступают избирательность, способность к адаптации, самоорганизация.

Избирательность определяется как формирование отдыхающими своего отношения к другим подсистемам и к другим малым группам самой подсистемы на основе не просто информации, а оценочных суждений в условиях более высокой, чем в условиях труда, свободы выбора. Основу этого свойства составляет различие требований к условиям деятельности.

Адаптацией называют процесс приспособления к изменяющимся свойствами каждой из подсистем системы и к их комбинациям с помощью психофизиологических, поведенческих и социокультурных механизмов. Адаптационные возможности человека играют особо важную роль в организации рекреационной деятельности, поскольку сама суть этой деятельности заключается в стремлении к перемене мест и посещению районов, обладающих иными, чем место проживания, природными и климатическими условиями.

Одним из свойств подсистемы «отдыхающие» выступает тенденция к самоорганизации малых партнерских групп, выступающих ячейками самоорганизации деятельности, которая по мере развития рекреационной культуры населения и совершенствования рекреационных систем получает возможность проявляться все в большей мере.

Рекреационная самоорганизация населения сопряжена с высокой значимостью характерного времени, связанного с физиологическими и психическими возможностями осуществления тех или иных занятий, реагировать на определенные характеристики внешней среды с наличием жизненного пути отдыхающих, фиксирующего существенные различия в характере рекреационных потребностей на разных этапах жизни одного и того же человека, отражающихся в активности поведения, в дальности рекреационных поездок, в разнообразии видов и мест отдыха.

Природный комплекс – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание природных объектов и явлений – выступает не только как ресурс, но и как условие удовлетворения рекреационных потребностей людей. Специфическими характеристиками природных комплексов являются их емкость, устойчивость, комфортность, разнообразие, привлекательность.

Природные комплексы составляют одну из самых важных подсистем рекреационной системы, поскольку уже само наличие участка природы с благоприятными климатическими условиями, живописными пейзажами, разнообразной растительностью и близостью водоема обусловливает возникновение здесь простейшей рекреационной системы (отдыхающие – природный комплекс).

Технические системыобеспечивают обычную жизнедеятельность отдыхающих и обслуживающего персонала и удовлетворяют специфические рекреационные потребности туристов. Они облегчают отдыхающим доступ отдыхающих к природным комплексам.

Набор сооружений и устройств, используемых в рекреационных системах, весьма разнообразен. По функциональному назначению среди них встречаются элементы инженерной инфраструктуры, элементы благоустройства, спортивные сооружения, культурно-развлекательные учреждения, лечебно-оздоровительная инфраструктура и т. д. Важные свойства технических подсистем - экологичность, надежность.

Надежность технических сооружений определяется способностью противостоять процессам, ведущим к физическому и моральному износу, к снижению комфортности условий отдыха. Они должны обладать определенным запасом прочности, защищающим их от разрушительных функциональных перегрузок. Особо место занимает безотказность и безаварийность работы систем энерго- и водоснабжения, очистных сооружений и канализационных сетей, систем обеспечения минеральной водой.

Обслуживающий персонал с помощью технических систем производит, собирает, сохраняет и доставляет отдыхающим комплекс услуг, удаляет и утилизирует отходы, таким образом, он обеспечивает взаимосвязь отдыхающих с природными комплексами, техническими системами, а также общение их между собой. Представители этой подсистемы заняты как непосредственно бытовым, медицинским, культурным, транспортным обслуживанием отдыхающих, так и эксплуатацией технических и природно-технических сооружений, природных комплексов.

И.В. Зорин предложил классифицировать персонал крупных систем через процедуру эшелонирование. Каждый эшелон характеризует меру близости обслуживающего персонала к отдыхающим. Первый эшелон, или контактную группу, образуют лица, которые в силу своих обязанностей непосредственно контактируют с отдыхающими. Второй эшелон формируют рабочие и служащие, обеспечивающие деятельность технической подсистемы, природных и культурных комплексов в пределах предприятий отдыха. Третий эшелон составляют работники общекурортных служб, обеспечивающие прямые потребности предприятий отдыха. Следующие эшелоны формируются работниками, оказывающими услуги обслуживающему персоналу.

Орган управлениясопоставляет информацию о мере удовлетворения потребностей туристов с информацией о состоянии других подсистем и о наличии материальных и финансовых резервов, принимает хозяйственные решения. Его миссия заключена в обеспечении сохранение структуры системы, поддержании режима ее деятельности, реализации функций системы. Орган управления обеспечивает организацию связи между всеми подсистемами.

Во второй половине 70-х и 80-е гг. ХХ в. в стране появились научные центры, развивавшие учения о ТРС (развивается учения о ТРС, появляются системные характеристики туристских регионов и центров страны, усиливается роль социальной и плановой составляющих модели ТРС).

В изучении ТРС важная роль отводилась выявлению и анализу ее элементов, раскрытию структуры, связей между элементами (подсистемами).

Концепция ТРС была разработана в условиях централизованного планового ведения народного хозяйства из чего и вытекали ее основные недостатки:

– недостаточная гуманизированность, так как фактически ориентированность на потребности человека была скорее формальной;

– в модели, претендующей на антропоцентричность, фактически в формировании, функционировании и развитии ведущая роль отводилась органам управления;

– как позже указывал сам автор, ТРС рассматривались скорее как технические системы, а процессы самоорганизации и сами отдыхающие в них недооценивались;

– слабая эмпирическая база и излишняя теоретизированность данной модели, что характеризует ее жесткость и негибкость к стремительно меняющимся туристско-рекреационным явлениям и процессам;

– ТРС рассматривались как рекреационные дестинации, однако такие системы функционируют лишь в тесной взаимосвязи с территориями, генерирующими рекреационные потоки, тем самым модель ТРС не охватывала весь комплекс рекреационных явлений и процессов и др.

В 1982 г. Ю.А. Веденин с целью решить вопрос об ориентированности классической модели ТРС на дестинацию, предложил выделять два типа моделей ТРС:

объектно-центрированные – ТРС в классическом понимании, в которых упор делается на территории, принимающие рекреантов;

субъектно-центрированные модели, в которых акцент делается на людей и места их обитания как центров спроса.

Иное определение ТРС дает Т. В. Николаенко, трактуя ее как форму организации рекреационной деятельности на определенной территории, в рамках которой достигается максимальная взаимосвязь, пространственная и функциональная координация различных подсистем, участвующих в реализации рекреационной функции данной территории. При этом ТРС определяется как высшая форма организации рекреационной деятельности, редко встречающееся явление, исключительно важное для интенсивного и максимального рекреационного освоения определенной территории в минимальные сроки.

В 90-ые гг. ХХ в. произошла смена исследовательских векторов в рекреационной географии. Появились первые работы, ставящие под сомнение само существование и дальнейшее развитие учения о территориально-рекреационных системах, усилилась туристская составляющая учения о ТРС, что привело к трансформации рекреационных систем в туристско-рекреационные. Функционально-структурная основа ТРС изменила ориентиры с социальной и плановой составляющих на коммерческую и экономико-управленческую.

И.В. Зорин и В.А. Квартальнов под рекреационной системой (РС) предлагают понимать сложную социально управляемую (частично самоуправляемую) систему, центральной подсистемой которой являются субъекты туризма, а целевой функцией – наиболее полное удовлетворение их рекреационных потребностей.

Е.Котляров разработал концепцию рекреационно-туристских комплексов, он определил их как «сочетание рекреационных сооружений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными функциональными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов территории, занимаемой комплексом». Такое определение позволяет трактовать туристско-рекреационный комплекс как основу формирования особого территориально-отраслевого образования, которым является туристско-рекреационный регион.

С современных научных представлений концепцию ТРС развивает Л. Ю. Мажар, указывая на то, что территориальные туристско-рекреационные системы (ТТРС) представляют собой один из видов общественных геосистем, совокупность элементов сферы рекреации и туризма, объединенных пространственными отношениями и взаимосвязями.

На формирование, развитие и функционирование ТТРС оказывают влияния как факторы (свойства самих ТТРС), так и условия (внешние свойства среды), тем самым рассматриваются отношения «система-среда». В качестве условий были выделены: природные, географические, туристско-рекреационные, экономические, социальные, демографические и экологические. К группам факторов были отнесены: геоториальные (факторы местоположения), экономические, геополитические, организационно-управленческие, туристско-рекреационные потребности человека, инфраструктурные, социально-психологические, материально-бытовые, демографические, экологические, медико-санитарные, туристско-ресурсные, рекреационно-деятельностные, инновационные, кадровые.

Л. Ю. Мажар предлагает выделять четыре иерархических уровня ТТРС:

1) ТТРС высшего уровня – мировая туристско-рекреационная система – во многом определяет всю туристско-рекреационную деятельность также в отдельных странах и регионах;

2) национальные туристско-рекреационные системы (НТРС) являются ключевыми в иерархической соподчиненности систем данного вида. С одной стороны, они в своем взаимодействии определяют характер и уровень развития мировой туристско-рекреационной системы, а с другой – напрямую регулируют деятельность соответствующей сферы на региональном уровне;

3) региональные туристско-рекреационные системы в Российской Федерации (РТРС) рекомендуется исследовать на уровне субъектов федерации, так как все они находятся в единой системе государственного управления и встроены в «вертикаль власти»;

4) локальные туристско-рекреационные системы ограничиваются пространством муниципальных образований, сельских округов и администраций, городских и сельских населенных пунктов, что позволяет более детально организовывать процесс территориального проектирования и планирования туристской деятельности.

Представленный подход к ТТРС имеет и ряд недостатков:

- не совсем понятно, как соотносит автор между собой факторы и подсистемы ТТРС;

- модель называется территориальной системой, однако, по сути, она отражает набор возможных функциональных подсистем ТТРС, но не выражает территориального аспекта (в туризме взаимодействуют три типа территорий: отправляющая туристов и место их проживания, транзитные территории и туристская дестинация).

А.Ю.Шайдаров определяет региональные туристско-рекреационные системы (РТРС) как различные модели построения туристского пространства на территории региона, исходящие из возможностей наиболее рационального использования региональных туристских природных и историко-культурных ресурсов. Создание таких системы - важнейшее условие формирования в регионе высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.

В исследованиях автора РТРС рассматривается как сложная целостная организационно-экономическая система, имеющая свою специфическую функцию (общую цель) – осуществление процесса воспроизводства туристского продукта. В рамках своей функции РТРС имеет ряд предметных подцелей: возрождение, сохранение и эффективное использование туристских ресурсов; создание условий для полного удовлетворения платежеспособного спроса на турпродукт РТРС; развитие смежных отраслей региональной экономики и повышение занятости населения.

В рамках системно-функционального подхода РТРС считается сформированной, когда в процессе своего создания она достигнет такого качества (состояния), что станет способной выполнять свою функцию. А. Ю. Шайдаров правомерно утверждает, что на функционирование РТРС влияют следующие факторы:

– наличие устойчивого спроса на туристский продукт, производимый РТРС и обусловленный ростом реальных доходов населения региона, а также страны и населения других стран;

– высокая степень освоения региональных туристских ресурсов, их техническое, экологическое состояние и возможность получения экономической выгоды от их использования;

– цена и качество туристского продукта РТРС, предлагаемого к реализации;

– полнота и стабильность нормативно-правовой (законодательной) базы в сфере регионального туризма;

– рекламное, информационное и кадровое обеспечение региональной туристской деятельности;

– высокий уровень общей культуры населения региона и его морально-психологическая готовность к восприятию массовых туристских потоков;

– состояние в сфере безопасности личности;

– хозяйственная устойчивость, техническое состояние и высокий уровень развития базовых элементов РТРС.

С начала XXI в. появились серьезные исследования, связанные с критикой ставшего классическим учения о ТРС, предпринимаются попытки подмены понятия ТРС другими понятиями территориальной организации туризма – туристскими кластерами, туристскими локалитетами, туристскими дестинациями, уделяется значительное внимание окружающей среде как фону и как фактору организации ТРС.

В зарубежной науке идеи о туристских системах начали развиваться в 70-е гг. ХХ в. К.А. Ганн выдвинула концепцию фундаментальной туристской системы, включающей в себя пять подсистем: туристы, транспорт, аттракции, средства обслуживания и информационно-управленческую. Известность получила работа Н.Ляйпер, в которой он предложил модель туристской системы, включающей в себя четыре базовых географических элемента: регион, генерирующий туристские потоки (среда постоянного проживания туристов, где начинаются и заканчиваются туристские путешествия), туристскую дестинацию, транзитный регион и окружающую среду. В работе К.Р. Гойдлер и Р.Б. Ритче «Туризм: принципы, практика, философия» по рассмотрению туризма как системы, центральным и главным элементом туристской системы, авторы называют туриста, по причине которого и существует такой феномен, как туризм. Выявление и удовлетворение потребностей туриста, понимание его поведения являются основой для всестороннего развития туристских услуг, инфраструктуры, аттракций, программ путешествий, придавая дестинациям уникальность и специфическую привлекательность для туристов.

Фундаментом туризма является окружающая среда и природные ресурсы, которые, прежде всего, представлены природной средой и людьми, при этом люди делятся на две категории – «хозяева» (резиденты принимающей территории) и «посетители». Важным базисом является и «созданная» окружающая среда: культура населения принимающей территории; инфраструктура (дороги, магазины, больницы и др.), которая, в первую очередь, предназначена для обеспечения жизнедеятельности местного населения, однако необходима и для туристов. Введено понятие «туристской суперструктуры», которая создана, прежде всего, для удовлетворения потребностей туристов (гостиницы, аттракции, конференц-центры, прокат автомобилей и др.). Ее особенности обусловлены интересами туристов, а не местного населения. Технологии проявляются через инфраструктуру и суперструктуру и играют важнейшую роль в развитии туризма (например, развитие авиации, Интернет). Поэтому они выделяются в отдельную категорию. Информация рассматривается как особый ресурс. Государственное управление (власть) всех иерархических уровней (политическое, законодательное, фискальное и др.) затрагивает практически все аспекты функционирования туристских систем (туристские формальности, стимулирование, разработка и обеспечение работы программ и т. д.). По мнению К.Р.Гольднер и Р.Б.Ритче для эффективного развития туризма единый орган управления дестинацией в сотрудничестве со всеми элементами туристской системы должен определить философию туристской дестинации, сформулировать политику, видение и стратегию, которые, в свою очередь, формируют основу для детального планирования и развития территории, разработки и предложения качественного туристского продукта. Пригодность предложенного туристского продукта для целей удовлетворения потребностей потенциальных туристов должна быть сообщена через маркетинг (в самом широком понимании): значительные усилия по промоушену территории, ценовую политику и дистрибьюцию. Успешный маркетинг привлекает посетителей с их широким спектром деятельности, которая может привести как к позитивным, так и негативным воздействиям на принимающую территорию. Поэтому требуется систематический мониторинг уровня и качества функционирования туристской системы как с позиций интересов туристов, так и дестинации. Особое внимание уделяется предотвращению негативного воздействия на природу. Оценка выступает как попытка выявить уместность и эффективность работы всех элементов и процессов в системе, дает информацию, необходимую для последующего формулирования рациональной политики, видения, стратегического планирования и развития туристской системы.

К недостаткам трактовки зарубежными специалистами изучающими туристские системы отнесем следующее.

1) в зарубежных моделях туристских систем зачастую теряется территориальная составляющая, что делает эти модели функциональными и управленческими, нежели территориальными и затрудняет их практическое применение с учетом специфики тех или иных территорий;

2) излишняя ориентированность зарубежных моделей туристских систем на коммерческий результат привела к недоучету одной из центральных функций ТТРС – удовлетворение потребностей туриста (рекреанта);

3) многие западные модели туристских систем «теряют» рекреационную составляющую и недостаточно учитывают особенности и направления воздействия туризма на окружающую среду, в результате чего появляется круг экономических, социальных, культурных, экологических, политико-правовых проблем;

4) наиболее слабым местом многих западных моделей туристской системы является путаница в соотнесении между собой процессов, имеющих разную природу, инфраструктурных и сервисных компонентов, а также в выделении базисных и второстепенных компонентов туристского комплекса.

Сильными сторонами зарубежных моделей туристских систем являются их наглядность, гибкость, рыночная ориентация, способность учитывать интересы широкого круга потребителей и общественности, возможность наиболее полного учета производственно-потребительских хозяйственных отношений, возникающих в туристской сфере. Во всех зарубежных моделях туристской индустрии особое внимание уделяется учету сферы гостеприимства и ее основных составляющих, а также грамотной оценке политико-правовых инструментов регулирования туристской отрасли как на уровне государства, так и на уровне туроператорско-турагентского сектора, рыночных связей.

За последние 40 лет в России и за рубежом были разработаны различные модели туристских и рекреационных систем. Результаты этих работ оказались ценными не только в теоретическом аспекте, но и практическом, так как сформировали основы для комплексного и целостного подхода к решению соответствующих задач в туристской сфере.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.