Основные работы Н. Н. Баранского
1.Краткий курс экономической географии: Вып. 1: Общие понятия. Очерк 2. Краткий курс экономической географии: Выи. 2: Общий обзор СССР в целом. 3. География СССР: Ч. 1: Учебник для средней школы,—М.: Учпедгиз, 1933. 4. География СССР: Ч. 2: Учебник для средней школы.— М.: Учпедгиз, 1933. 5. Союз Советских Социалистических республик //Всеобщая география /Под 6. Экономическая география США: Ч. 1: Ощий обзор.— М.: Ин-т межд. отно 7. Исторический обзор учебников географии (1876—1934).— М.: Географгиз, 8. Экономическая география в средней школе. Экономическая география в выс 9. Очередные задачи географии //Известия ВГО.— 1957.— Т. 89.— № 1. 10. Еще раз о большой географии СССР //Известия ВГО.— 1958.— Т. 90 —
Н. Н. Колосовский — один из создателей районного направления советской экономической географии и основатель собственной научной школы, которая развивается в пределах этого направления и которую обычно называют конструктивной. Н. Н. Колосовский пришел в экономическую географию в наиболее острый момент ее развития, когда Н. Н. Баранский приступил к разработке современной теории этой науки. Все основные положения Н. Н. Баранского нашли глубокий отклик в творчестве его друга и соратника Н. Н. Колосовского. Сформировавшись как ученый после победы Октября, восприняв передовые социальные идеи своего времени, работая в непосредственном контакте с талантливыми учеными — авторами плана ГОЭЛРО, и в первую очередь с Г. М. Кржижановским и И. Г. Александровым, участвуя в решении сложнейших народнохозяйственных задач, Н. Н. Колосовский через всю жизнь пронес идеи плана ГОЭЛРО, развивая, углубляя и конкретизируя их применительно к новой обстановке. Это идеи о процессах комплексности, народнохозяйственной эффективности, научно-техническом прогрессе в их неразрывной связи. Заслуга Н. Н. Колосовского состоит в том, что он показал новое содержание экономико-географических явлений в социалистических странах, исходя из совокупности трех названных процессов. Новая методологическая база экономической географии, созданная Н. Н. Баранским совместно с Н. Н. Коло-совским, привела Н. Н. Колосовского к созданию теории производственно-территориальных комплексов (по современной терминологии территориально-производственных комплексов — ТПК), решению важнейших задач экономической географии в области эконо-
* * * Н. Н. Колосовский родился в Нижнем Новгороде (г. Горький). После окончания реального училища он поступает в Петербургский институт инженеров путей сообщения, который оканчивает в 1916 г. Глубокие знания транспортных проблем помогли ему впоследствии решать сложнейшие задачи организации хозяйства Урало-Кузнецкого межрайонного комбината (УКК)- После окончания института Колосовский был направлен в Забайкалье. Начав трудовую деятельность с производителя работ, он уже в 1920 г. становится начальником Восточно-Сибирского округа шоссейных дорог (Иркутск). Работая в Сибири, Н. Н. Колосовский глубоко и всесторонне изучает природу и экономику Сибирского края, которым занимался в течение всей своей жизни. Исследования молодого инженера, прекрасное знание им хозяйства этого отдаленного и огромного района Советской России обратили на себя внимание в Москве, и его приглашают в Горный совет ВСНХ. По поручению ВСНХ Н. Н. Колосовский начинает заниматься проблемами Урало-Кузнецкого комбината, вначале как эксперт проекта, разработанного томскими инженерами, затем как один из ведущих соавторов нового проекта. В 1920 г. Николай Николаевич принимает активное участие в работах VIII электротехническою съезда, обсуждавшего план ГОЭЛРО. Именно на съезде возникли творческие связи Н. Н. Колосовского с Г. М. Кржижановским и Г. А. Александровым. С 1921 г. Николай Николаевич Колосовский -■- работник Госплана СССР. Здесь он консультирует и руководит планированием хозяйства Восточной Сибири, Дальнего Востока, исследованиями по экономическому районированию. Будучи сотрудником Госплана, он возглавляет организацию и проведение съездов по развитию производительных сил Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 1925 г. Н. Н. Колосовский, проанализировав и обобщив материалы, характеризующие развитие хозяйства Сибири и Дальнего Востока, сделал очень важные выводы и разработал конкретные предложения по экономическому развитию этих районов, указал ключевые проблемы, связанные со строительством Урало-Кузнецкого комбината, Прибайкальского комплекса, Транссибирской магистрали, назвал основные очаги хозяйственного освоения Сибирского Севера, Сахалина, Камчатки. Эти предложения были направлены в ВСНХ, где получили положительную оценку и в сокращенном виде были опубликованы (см. 1).
С 1931 г. основное внимание Николай Николаевич уделяет проблемам развития Прибайкальского комплекса. Для разработки проекта этого комплекса («Ангарстроя») было создано «Ангарское бюро», которое возглавил И. Г. Александров, его заместителями были назначены Н. Н. Колосовский и В. М. Малышев. Значение проекта определялось тем, что впервые в практике социалистического строительства рассматривались проблемы и предлагались конкретные меры по освоению огромной территории, протянувшейся вдоль Восточно-Сибирской железной дороги от Байкала до Тайшета, разрабатывалась схема использования гидроресурсов Ангары. Окончанием этой сложнейшей работы Колосовскому пришлось руководить одному в связи со смертью И. Г. Александрова и В. М. Малышева. На его долю выпала также защита проекта на экспертизе Госплана СССР. До настоящего времени работы по Прибайкальскому комплексу остаются непревзойденным исследованием по глубине мысли, новизне методов, широте охваченных проблем, а главное, по их значению для развития теории комплексной организации хозяйства и экономического районирования. Опыт проектирования Прибайкальского комплекса доказал, что основная проблема, решаемая для хозяйства экономического района и определяемая условиями района,— территориальная организация его хозяйства — требует изучения предприятий, что определение наиболее эффективных вариантов их внутрирайонной территориальной увязки на основе отраслевого принципа невозможно. В проекте Прибайкальского комплекса были сформулированы принципы территориальной организации хозяйства района (5, 10). Содержание этих принципов определяется целесообразностью группировки предприятий на базе совместного использования ресурсов общего назначения, поточного размещения взаимосвязанных предприятий, технологического комбинирвания и кооперирования, производства продукции, дополняющей целостные машиностроительные и другие комплексы, общей организации производственной и социальной сфер обслуживания.
Вернувшись в Москву из эвакуации, по просьбе Н. Н. Баранского Николай Николаевич переходит на географический факультет Московского университета (где и раньше, начиная с 1932 г., он читал лекции). Колосовский совершенствует созданные им прежде курсы по экономическому районированию и географии транспорта, консультирует исследовательские и проектные работы, связанные со строительством Иркутской ГЭС, оказывает научную помощь по проблемам гидростроительства в КНДР, руководит научной работой географического факультета МГУ и его крупнейшей Восточно-Сибирской экспедицией. За эти годы Н. Н. Колосовский обобщил накопленный им громадный материал по природе и хозяйству обширной территории Сибири и европейской части СССР, что позволило ему создать основополагающие труды по теории комплексной организации хозяйства, методологии и методике экономического районирования, теории экономической географии, взаимосвязи географических дисциплин (2, 4, 5, 6, 8, 9). Научные задачи, решенные Н. Н. Колосовским, сложны и многообразны. Они охватывают как кардинальные вопросы теории науки, многие из которых разрабатывались совместно с Н. Н. Баранским, так и конкретные исследования хозяйства отдельных экономических районов, но все же ведущими темами всех этих исследований всегда оставались экономическое районирование, комплексная организация хозяйства экономических районов. Эти темы разрабатывались Колосовским и в теоретическом и в практическом аспектах. Им было уточнено определение экономического района социалистической страны, данное еще в 20-х гг. Госпланом СССР при этом была раскрыта непосредственная связь процесса образования экономических районов в социалистических странах с комплексностью хозяйственного развития, вскрыты факторы формирования экономических районов, дана их классификация, заложены основы теории территориальных пропорций народного хозяйства. По его мысли «...экономическое районирование СССР есть наивыгоднейшая система территориальных сочетаний природных и общественно-экономических факторов развития народного хозяйства (с учетом перспективы), обеспечивающих наивысшую производительность труда во всей системе на основе полного экономического и политического равноправия национальностей» (7, с. 65). В своих работах Н. Н. Колосовский на конкретных примерах пока-
Теорию комплексной организации хозяйства Николай Николаевич создал в то время, когда в науке и практике планирования господствовали отраслевые позиции, он предвосхитил современные предплановые исследования. Н. Н. Колосовскому пришлось потратить немало усилий, отстаивая свои идеи. В настоящее время теория комплексной организации хозяйства страны и ее отдельных районов полностью победила и достигла новых рубежей. Идеи Н. Н. Колосовского полностью использованы в документе, на основе которого в настоящее время ведутся предплановые исследования,— в «Методических указаниях к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР», утвержденных постановлением Госплана СССР в 1980 г. Колосовский считал, что цель территориальной организации хозяйства СССР в достижении наибольшей народнохозяйственной эффективности всей системы экономических районов страны. Задачи экономической географии при определении народнохозяйственной эффективности он видел в поисках рациональной территориальной организации хозяйства, преимуществ экономико-географического положения, рациональном использовании природных и экономических ресурсов (7, с. 138). Колосовский показал, что территориальная организация хозяйства в социалистических странах должна быть комплексной, причем комплексность он непосредственно связывал с народнохозяйственной эффективностью, которая достигается в интересах всего общества. Николай Николаевич Колосовский проводил всегда четкое разграничение между содержанием производственных форм территориальной организации социалистических и капиталистических стран. Эта его позиция была одним из основных, разрабатываемых им принципиальных положений теории экономического районирования, в частности понимания экономического района социалистической и капиталистической страны, а также методов их исследования. Предложенный Н. Н. Колосовским метод изучения производственной сферы экономических районов — энергопроизводственные циклы (ЭПЦ) — теперь широко используется вопреки его критике левацко настроенными экономистами. Очень важно отметить, что Николай Николаевич, разрабатывая свой метод, исходил из важнейших теоретических положений развития хозяйства страны, сфор-
Наряду с методом ЭПЦ, предложенным для обширных территориальных образований (исходя из предприятий, их составляющих), Н. Н. Колосовский разработал также и специальный узловой метод для локальных комплексов, которые часто выступают как особый тип микрорайонов, или (по терминологии Колосовского) промышленные узлы с характерным для них сосредоточением крупных, как правило, союзного значения предприятий. Метод анализа и планирования локальных комплексов он назвал географическими группировками предприятий (ГГП). В локальных комплексах на первый план выступают вопросы рационального распределения ресурсов общего назначения — воды, промышленных площадок, трудовых ресурсов и т. д. между предприятиями, входящими в локальный комплекс. При этом проблемы технологического комбинирования должны решаться совместно с проблемами рационального распределения ресурсов общего назначения. Предприятия объединяются в географические группы на основе учета обоих факторов. Исследования Колосовского, посвященные перспективной системе экономических районов СССР, опираются как на изложенные методологические и методические позиции, так и на глубокие проработки конкретного материала и содержат несколько этапов. После раскрытия принципов и методов экономического районирования социалистических стран он переходит к расчетам по определению специализации и территориальной организации хозяйства страны и ее отдельных райнов в перспективе. Для определения параметров производства основных видов продукции он ис-пользовал данные душевых норм по 84 видам продукции ведущих капиталистических стран с учетом динамики роста населения в СССР. Для решения вопроса о структуре народного хозяйства он
Рассматривая совместно вопросы энерговооруженности труда и возможного энергопотребления с вопросами использования ресурсов в различных частях страны, Колосовский подбирал наиболее эффективные в народнохозяйственном отношении сочетания труда, энергии и сырья. Применительно к выявленным сочетаниям всех видов ресурсов делалась разверстка определенных на первых этапах исследования объемов (параметров) производства продукции. Описанные исследования сопровождались балансовыми расчетами по каждому району (на основе метода ЭПЦ) и в целом по стране. Выполняя эту работу с небольшим числом помощников, Н. Н. Колосовский ограничился составлением материальных балансов лишь по ведущим видам продукции. Н. Н. Колосовский считал, что проведенные им исследования могут послужить основой для определения межрайонных отношений и, следовательно, совершенствования транспортной системы страны, а главное, выработки гипотезы экономических районов страны. Со времен плана ГОЭЛРО «в непосредственную связь с районированием производства ставится районирование сбыта продукции и межрайонный обмен», писал Колосовский. Эта его идея явилась ведущей в разработке районирования обращения. Таким образом, система экономических районов СССР, предложенная Н. Н. Колосовским (см. с. 242), опирается на многолетние и глубокие исследования, в которых был использован громадный статистический материал, данные экспедиционных исследований, лично проводившихся Николаем Николаевичем во многих районах страны, проектные проработки важнейших народнохозяйственных проблем, плановые наметки и т. д. Связь экономического районирования с районированием обращения и транспортом, по мнению Колосовского, имеет не только хозяйственное, но и важное политическое значение. Транспорт, по его мнению,— это одно из самых могущественных средств воздействия на хозяйственное и политическое развитие страны. А основной принцип транспортного развития СССР есть соответствие транспортной сети задачам народнохозяйственного строительства. При
Экономические районы СССР. этом вопросы комплексной увязки отдельных отраслей транспорта друг с другом столь же значимы, как и вопросы увязки транспорта с промышленным и сельскохозяйственным производством, с непроизводственной сферой. Н. Н. Колосовский учитывал, что любая научная категория, в том числе и экономико-географическая, может быть раскрыта лишь в том случае, если ученый опирается на предмет исследования соответствующей науки. Без четкого определения предмета исследования не могут быть определены и задачи той или иной науки. Именно поэтому Колосовский придавал огромное значение определению предмета исследования экономической географии и во многих своих работах рассматривал эту кардинальную проблему нашей науки. Подходы Н. Н. Колосовского к определению предмета исследования экономической географии характеризуются рядом научных положений, которые он отстаивал и разрабатывал. Он считал, что экономическая география — «пограничная» наука. Это ее положение приводит к тому, что она «размывает водораздел» между естественными и общественными науками. Такая позиция определяется известным положением марксизма о единстве науки вообще, которое неизбежно приводит к тому, что на границах частных
Экономическую географию Николай Николаевич относил к географическим, а не экономическим наукам. В предмет ее исследования он никогда не включал производственных отношений. Такая позиция Н. Н. Колосовского приводит к выводу о том, что экономи-ко-географ при решении «своих» проблем обязан глубоко изучить выводы смежных дисциплин и наук, чтобы он мог опереться на них. К таким смежным дисциплинам и наукам Н. Н. Колосовский относил природоведческие, экономические и технические науки и дисциплины, причем географ в своих исследованиях обязан учесть все особенности развития процессов, изучаемых смежными дисциплинами, в каждом районе страны. Научные задачи экономической географии Колосовский не ограничивал лишь производственной сферой; в ряде своих работ он много внимания уделяет и непроизводственной сфере, рассматривая ее натурально-вещественное содержание. Как и Н. Н. Баранский, Колосовский подчеркивал необходимость сочетания отраслевого и территориального подходов при исследовании хозяйства отраслей и экономических районов. Однако отрасли он рассматривал не как изолированные и самостоятельно развивающиеся совокупности предприятий, а как совокупности, элементы которых (предприятия) вступают в сложные отношения друг с другом. При анализе этих отношений важно учитывать, по Коло-совскому, не только межотраслевые отношения, когда отрасль выступает как определенное целое, а связи предприятий вне зависимости от их отраслевой «принадлежности». Подчеркивая особую важность развития таких процессов, как химизация, механизация, автоматизация, электрификация народного хозяйства, Николай Николаевич указывал, что развитие этих процессов обеспечивается и развитием соответствующих отраслей. Подход к экономической географии как географической науке обусловил и разработку идей о взаимосвязях двух основных географических дисциплин — экономической и физической географии. Научный анализ производительных сил, по Колосовскому, не терпит однобокого подхода с позиций либо только естественных, либо только общественных наук. Применительно к географии, развивая идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о единстве науки, отражающей единство мира, он в своей широко известной статье «Научные проблемы географии» писал: «Преобразование мира, а не только опи-
Основные работы Н. Н. Колосовского 1 Хозяйство Восточной Сибири и Дальнего Востока в связи с районированием //Плановое хозяйстно. 19'25. № 9. 2. Великая ( нбнрекая сверхмагистраль. - М.: Планхозгпз, 19.40. 3. Сибирский край, Як\шя. Глря1-Монголия в пятилетке. М.; Л.: Госиздат, 4. Будущее Урало-Кузнецкого комбината. М.; ."I.: Соцэкгиз. 1932. Г>. Предпосылки организации энергетических комбинатов Ангаро-Ннисейстроя и транспортная проблема /'Tpviu I Всесоюзной конференции по размещению производительных сил Союза ССР. М.: Советская Азия. 1932. (>. Район в советской экономической географии /Вопросы географии. - ! 949. -№ 21. 7. Научные проблемы reoi рафии //Вопросы географии. 1955.- № 37. 8. Основы 'экопомичееко[ о районирования. - М.: Госполитиздат, 1958. 9. Теория экономическою районирования. -■- М.: Мысль, 1969. 10. Проблемы территориальной организации производительных сил Сибири. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|