МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 — 1765)
Михаил Васильевич Ломоносов внес огромный вклад почти во все отрасли интеллектуальной деятельности. «Его многосторонний гений,— по словам А. С. Пушкина,— везде проник и все объял». Гений Ломоносова «объял» и географию. М. В. Ломоносов обладал высоким уровнем географического мышления. Заботясь о развитии производительных сил России, он придавал большое значение экономической географии, понимая важность территориального изучения экономики страны, ее природных и трудовых ресурсов. Заведуя Географическим департаментом, Ломоносов очень много сделал для организационного укрепления географии, расширения знаний о территории России путем составления специальной анкеты, посвященной изучению населения и хозяйства городов и губерний, а также «лексикона» российских продуктов с указанием мест их производства. Благодаря его энергичной деятельности сдвинулось с мертвой точки сложное дело создания передового для того времени атласа России, была выработана программа грандиозных академических экспедиций. Велик вклад М. В. Ломоносова и в другие географические исследования и начинания. Ломоносову принадлежат слова, ставшие классическими: «Что полезно есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояния градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показует География, которая всея вселен-ныя обширность единому взгляду подвергает»'. Деятельность М. В. Ломоносова способствовала закреплению достигнутого высокого по тому времени уровня экономической географии в России, она стимулировала ее дальнейшее плодотворное развитие.
* * * Северная Двина разделяется около Холмогор на два рукава, образуя большое количество островов. В деревне Мишанинской, что располагалась на Курострове, в 1711 г. в семье зажиточного промысловика-торговца подушного крестьянина Василия Ломоносова родился будущий «великий сын Севера». Характер этого великого человека складывался под влиянием сильных, свободолюбивых людей, предки которых никогда не знали ни ужасов татарского нашествия, ни унизительного ярма крепостничества. Эти люди, в трудной борьбе с природой Севера добывавшие себе средства к жизни, широко торговали со многими городами Европы, ежегодно бывали в Москве; среди крестьян России той поры они выделялись и высоким уровнем образования, и предприимчивостью, и широтой души. С 10 лет Ломоносов работал с отцом на промысле, уходя в ле- дяные воды северных морей иь_>гда надолго. Выучив наизусть первые книги, которые он мог достать, и узнав, что для дальнейшего образования необходимо знание языков, он отправляется в декабре 1730 г. в Москву. Нелегко было учиться в Славяно-греко-латинской академии Заиконоспасского монастыря; крупный,-атлетически сложенный северянин подвергался насмешкам своих соучеников. Но через год он уже свободно писал по-латыни и прошел три класса академии. Когда все отдыхали, Ломоносов читал книги, самостоятельно осваивал греческий язык. Начальство академии обратило внимание на способного, трудолюбивого юношу. В 1735 г. с группой лучших учеников Ломоносова направляют для продолжения образования в Петербург, в Академию наук. Для подготовки специалистов-химиков, знакомых с металлургией и горным делом, крайне необходимых для освоения Сибири, в 1736 г. Петербургская Академия наук отправляет троих лучших студентов в Германию. В Западной Европе Ломоносов провел долгих пять лет. Неустанно занимаясь, Ломоносов овладевает физикой, химией, астрономией, горнорудным делом, изучает философию, учится стихотворству, в совершенстве познает немецкий язык, занимается французским и, явно выделяясь среди студентов, получает лестную характеристику всемирно известного ученого X. Вольфа: «Молодой человек преимущественного остроумия» (т. е. обладающий чрезвычайно острым умом). В 1741 г. Михаил Васильевич возвращается в Россию и начинает работу в академии. В первые годы здесь происходит у него немало стычек с «неприятелями наук российских», многие из которых, как он понимал, не отличались знаниями и талантом, а некоторые были вообще далеки от науки. Прекрасно постиг сущность характера М. В. Ломоносова А. С. Пушкин: «Он везде был один и тот же: дома, где все его трепетали, во дворце, где он дирал за уши пажей, в академии, где... не смели при нем пикнуть... Рожденный в низком сословии он не думал возвысить себя наглостью и запанибратством с людьми высшего общества. Но зато умел за себя постоять и не дорожил покровительством своих меценатов, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей». Географические проблемы волновали М. В. Ломоносова всю жизнь. Пораженный еще в детстве красотой и загадочностью северного сияния, он занимался изучением атмосферного электричества, другими проблемами метеорологии. Первый академик внес существенный вклад в гидрологию, гляциологию, геоморфологию, почвоведение, ландшафтоведение, целый ряд других географических дисциплин. В оде, посвященной императрице Елизавете, мы находим понимание географии Ломоносовым: Российскаго пространства света Собрав на малы чертежи, И грады оною1 спасенны И села ею же блаженны География покажи. Как в этом отрывке, так и в цитате, приведенной выше, заметно пристальное внимание ученого к изучению географией прежде всего экономики, населения страны, городов и уже в связи с ними природных условий и ресурсов. М. В. Ломоносов был убежден в необходимости развития производительных сил России, что требовало точной информации в первую очередь о ее хозяйстве, ресурсах для развития промышленности, о состоянии и образе жизни населения в разных частях государства. Влияние идей Ломоносова прослеживается в обеих книгах С. П. Крашенинникова «Описание Земли Камчатки» (1751). В замечаниях на рукопись Вольтера «История Российской империи при Петре Великом» Ломоносов отмечает, что главное внимание при описании стран надо уделять наиболее заселенным ее частям, в противном же случае «искажается географический облик страны». Важное влияние оказал Ломоносов на организацию географии как науки — он «завел механизм» географических исследований, который исправно работал много десятилетий после его смерти, двигая вперед русскую географию. В 1757 г.' в ведение М. В. Ломоносова передается Географический департамент, главной задачей которого был выпуск и исправление карт. Основными направлениями деятельности Ломоносова в Географическом департаменте были укрепление его как учреждения, имеющего функции государственного значения; сохранение и увеличение числа работавших в нем русских геодезистов и картографов; обеспечение нового атласа различными сведениями. Для составления атласа империи, который содержал бы не только физико-, но и экономико-географические карты, Ломоносов предполагал использовать старый способ — рассылку анкеты с перечнем вопросов. Предполагалась также организация ряда экспедиций для уточнения координат городов. Были направлены запросы в различные государственные учреждения для составления карт атласа. Разосланная Ломоносовым анкета из 30 вопросов носила ярко выраженный экономико-географический характер. Благодаря литературным способностям Ломоносова вопросы анкеты были сформулированы просто, четко, ясно раскрывали суть вещей. Это был «шаг вперед в сравнении с чрезмерно расплывшейся анкетой В. Н. Татищева»2. Характерно, что в анкете отсутствовали рубрики, в документах того времени обычно резко разграничивавшие вопросы по разделам друг от друга и лишавшие ответы необходимой целостности. Наибольшее внимание в анкете уделялось городам, про- мышленности, путям сообщения, природным ресурсам. Существенное место занимали этнографические вопросы. Анкета была четко нацелена на выявление экономической специфики данной местности. По словам Н. П. Никитина, «структура анкеты превращает ее в целую программу экономико-географического изучения нашей страны»1. «М. В. Ломоносов, отмечая... связи между природными и экономическими явлениями, особенно в вопросах хозяйственного использования ресурсов», обозначил этим «качественно новый рубеж в развитии географической мысли»2. Вероятно, под влиянием работ над анкетой и над атласом, у Ломоносова сформировалась концепция новой научной дисциплины, изучающей хозяйство, природные и трудовые ресурсы страны. Название этой дисциплины он дал в 1760 г.— «экономическая география». Ученый обогнал свое время: широко этот термин стали употреблять только в начале нашего века. Работа над атласом шла полным ходом. К 1763 г. была уже собрана половина ответов на анкету (всего разослали 600 анкет). Несмотря на препятствия и со стороны государственных учреждений, и со стороны реакционных ученых академии, к этому времени уже были готовы к изданию девять карт. Новая императрица, Екатерина II, интересовалась работой над атласом, рассматривая его как начинание, престижное в глазах Европы. Она поручает Географическому департаменту составление «Атласа российских продуктов». Это был грандиозный (предполагалось сделать свыше 1200 карт и ежегодно их уточнять ), но, вероятно, невыполнимый проект. Ломоносов предложил составить «Экономический лексикон российских продуктов», в котором по алфавиту были бы. перечислены производящиеся в России продукты с прибавлением следующих сведений: 1) местность, в которой тот или иной продукт производится и родится; 2) его количество и «доброта» (т. е. качество); 3) местное потребление и продажа в другие города; 4) каким путем перевозится; 5) цена. Место, названное в лексиконе, должно быть отмечено на карте. Это существенно упрощало работу, без ущерба для главной цели. На картах (на которые наносились места производства продуктов) особыми значками указывались географические сведения и о природе, и об экономике... Таким образом, сами карты имели большое экономико-географическое значение и являлись первым в истории географической науки типом специализированной экономико-географической карты. Для Ломоносова понятие географии было неразрывно связано с картой. Именно он ввел термин «экономическая ландкарта». В 1760—1763 гг. Ломоносов разработал планы и маршруты нескольких академических экспедиций. Всего были составлены проек- ты четырех экспедиций. М. В. Ломоносовым была написана интересная инструкция о сборе географических данных и во время астрономических экспедиций, которая предусматривала визуально-опросный метод сбора информации. Хотя при жизни Ломоносова экспедиции, намеченные им, не состоялись, он разработал «наиболее полный вариант географического обследования России»1. М. В. Ломоносов специально занимался вопросом о выборе места для организации металлургических предприятий и рудников. Обязательными условиями при этом он считал наличие достаточного количества руды, топлива, трудовых ресурсов, существование путей сообщения . Ломоносов подчеркивал важность изучения населения страны — его образа жизни, причин смертности в связи с конкретной местностью и т. д., что хорошо прослеживается в работе «О сохранении и размножении российского народа». Вся огромная работа по изучению географии России в виде составления анкеты, работы над атласом, разработки плана экспедиций, обработки разнообразных статистических источников мыслилась великим ученым как подготовительный этап к написанию фундаментального, комплексного географического описания России, опиравшегося бы на атлас «нового типа — синтез экономико-географического, физико-географического и картографического изучения территории»3. Ломоносов не успел закончить начатое им грандиозное дело. Но он сумел организовать работоспособный аппарат для географического изучения России; он разработал основные направления и методику этого изучения. «Влияние академической анкеты на развитие русской географии ясно прослеживается до середины XIX в. Это доказывается многими фактами: 1) материалом анкеты (который был собран лишь в начале 1770-х гг.) пользовались многие ученые, такие, как академики И. И. Лепехин, Н. Я. Озерецковский и др.; 2) описания городов, составленные по данным анкеты, представляют связное (по пунктам анкеты) описание; 3) содержание программ географического описания России, составлявшихся во второй половине XVIII в. и в первой половине XIX в., обнаруживает прямую связь с анкетой М. В. Ломоносова»4. Составление «Экономического лексикона» было успешно завершено в 80-х гг. XVIII в. крупным русским ученым М. Д. Чулковым. Проекты же экспедиций, разработанные Ломоносовым, в значительной мере воплотились в жизнь во время знаменитых академических экспедиций 70—80-х гг. XVIII в. Организация географических исследований, разработка их методики, поддержка талантливых русских географов — вся огромная организационно-исследовательская деятельность Ломоносова существенно укрепила позиции географической науки, создала благоприятные условия ее развития в России. М. В. Ломоносов внес в формировавшуюся географическую науку понимание связи экономических явлений с физико-географическими условиями, он показал, как теперь бы сказали, необходимость рационального размещения производительных сил. Ломоносов понимал большое значение экономической географии в решении сложных государственных проблем. Его научные идеи представляют серьезный вклад в теоретические основы этой науки. Лишь сейчас работы великого ученого открываются во всей их глубине и оригинальности. М. В. Ломоносов по праву является одним из основоположников отечественной экономической географии. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|