СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
До недавнего времени она рассматривалась в рамках географии населения, но теперь представляет самостоятельную область экономико-географических знаний. Значение географии сферы обслуживания населения (сокращенно— географии обслуживания), к которой обычно относят изучение почти всех отраслей, образующих непроизводственную сферу, особенно возросло в связи с усилением социальных аспектов развития единого народнохозяйственного комплекса страны. Достаточно вспомнить, что высшая цель экономической стратегии — неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности. XXVII съезд КПСС, как известно, наметил обеспечить дальнейший социальный прогресс общества, осуществить широкую программу повышения народного благосостояния. Экономико-географический спектр изучения сферы обслуживания населения практически охватывает все виды услуг: жилищное обслуживание; розничную торговлю и общественное питание; услуги по социальному обеспечению; услуги пассажирского транспорта; бытовое обслуживание; культурное обслуживание; детские учреждения; медицинское обслуживание; обеспечение безопасности населения и правопорядка. Как видно, в сферу обслуживания населения включаются и некоторые элементы материального производства. По С. А. Ковалеву, география обслуживания призвана изучать региональные различия в потребностях и уровне обслуживания населения, а также проблемы территориальной организации сферы обслуживания в целом и ее отраслей (включая формирование центров обслуживания) в различных природных, экономических, демографических условиях, при различных формах расселения1. География обслуживания развивается в основном по двум на правлениям. Одно из них связано с исследованием территориальных различий в уровне обслуживания населения. Другое ориентируется на изучение особенностей территориальной организации самой сферы обслуживания. Среди публикаций, посвященных географии обслуживания, преобладают работы по территориальной организации сферы обслуживания в целом и отдельных ее видов. Что касается региональных исследований, то они в большей мере затрагивают отдельные виды обслуживания, чем их совокупности, комплексы. Вообще изученность СССР в отношении сферы обслуживания населения указывает на еще недостаточное освещение восточных районов, где как раз задача обеспечения населения различными услугами имеет особенно актуальное значение. Шагом вперед следует считать экономико-географические исследования, касающиеся взаимодействия материального производства, сферы обслуживания и системы расселения на различных региональных уровнях. В этом отношении обращает на себя внимание книга М. А. Абрамова «Производство и сфера обслуживания» (М., 1977), которая посвящена главным образом особенностям территориальной организации отраслей материального производства и сферы обслуживания в крупном экономическом районе на примере Закавказья. Территориальные различия в сфере обслуживания населения зависят от многих экономических, социальных и природных факторов. В большой мере они определяются различиями, существующими в расселении и характере межселенных связей по линии обслуживания населения. Вместе с тем велика роль особенностей потребления как одного из признаков, характеризующих уровень жизни населения. Вот почему география потребления непосредственно примыкает к географии сферы обслуживания. Заметным вкладом в разработку этой тематики является работа Э. И. Калмуцкой «География потребления» (Черновцы, 1980). Автор рассматривает географию потребления как связующее звено между географией населения и географией хозяйства того или иного района, придавая особое значение выявлению территориальных различий в уровне и структуре потребления, установлению региональной специфики в потреблении, раскрытию существующих закономерностей и тенденций дальнейшего совершенствования структуры потребления для целей его территориального прогнозирования и планирования. За последнее время от географии сферы обслуживания «отпочковались» география туризма и рекреационная география. Обе они носят теперь междисциплинарный характер, опираясь как на экономико-географические, так и на физико-географические знания. Наиболее значительные исследования по этой тематике подготовили М. А. Ананьев (Экономика и география международного туризма.— М., 1975), Е. А. Котляров (География отдыха и туризма.— М., 1978), М. С. Мироненко, И. Т. Твердохлебов (Рекреационная география.— М., 1981). Рекреационная география трактуется как новая географиче- екая дисциплина, предметом изучения которой служат территориальные рекреационные системы. Эта система в свою очередь состоит из нескольких подсистем: природных и культурных комплексов, инженерных сооружений, обслуживающего персонала, органа управления, наконец, отдыхающих (рекреантов), характеризуясь как функциональной, так и территориальной целостностью. Определенное итоговое значение имеет сборник «География СССР. Том 11. География сферы обслуживания» (М., 1974), в котором рассмотрены вопросы о географии сферы обслуживания как особой экономико-географической дисциплине (С. А. Ковалев, В. В. Покшишевский), размещении учреждений сферы обслуживания в городах и агломерациях (Ф. М. Листенгурт), географии обслуживания сельского населения (С. А. Ковалев), географических аспектах в работах по отраслям обслуживания населения (Э. И. Вайнберг). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|